СНОВИДЕНИЕ КАК МЕТАФОРА БАЗОВЫХ КОНФЛИКТОВ
В.С. Афанасьев (Санкт-Петербург),
И.В. Михайлов (Рига)
Во время психотерапевтического сеанса клиент очень часто рассказывает свои сновидения партнеру, терапевту, и тот их анализирует, интерпретирует, дает «обратную связь»,- и процесс этот сугубо интимный. Продукты онирической деятельности самого психотерапевта остаются «за кадром». В то же время, демонстрация эффективности метода как бы предполагает и самоанализ, взгляд на свою ситуацию со стороны коллег и не только в сеансах супервизии, но и в публичном пространстве. Именно такую задачу (в виде эксперимента), находясь в разных географияеских точках, мы и поставили со своим коллегой.
В данной статье анализируется несколько относительно случайных (недавних) сновидений. С одной стороны, такая позиция может показаться весьма рискованной. Есть большая разница между представлением анализа сновидений никому не известного клиента и – сновидений психологов-консультантов, чьи подписи стоят под данным материалом. Но с другой стороны, этот риск оправдан тем, что мы делимся друг с другом (и с теми, кому это интересно) опытом самопознания. Конечно, процесс самопознания безграничен, и тот материал, который предлагается вниманию читателя, лишь малая его толика.
Сновидение – очень важная составляющая психической деятельности человека. Оно говорит на языке образов бессознательного, и этот язык во многом метафоричен. Специалисты указывают на то, что человек видит сны постоянно, поскольку у бессознательного нет отдыха. Этот процесс беспрерывен. Когда человек спит, контроль со стороны сознания резко ослабевает. И таким образом появляется возможность не только увидеть сон, но и благодаря нему оказаться в условиях обратной связи с собственной психологической реальностью. Образы сновидения становятся своеобразной подсказкой, объяснением того, что происходит с человеком и что ему необходимо предпринять в данное время для достижения оптимального результата.
Толкование сновидений практиковалось с незапамятных времен. Так появились самые разнообразные сонники. Они, в основном, базируются на народных поверьях, приметах и распространенных суевериях. Возможно, по причине внушаемого страха или, напротив, большого ожидания удачи, люди нередко вырабатывали установки по отношению к образам, указанным в сонниках. Тем самым они как бы прокладывали себе путь от сонника к сновидению, что нарушает, или даже разрушает, отражение психологической реальности индивида. В этом смысле сонник может быть и не безвреден, хотя иногда в нем имеют место некоторые совпадения с корректной «расшифровкой» символов, основанной на многолетнем опыте профессионального анализа сновидений.
Как известно, Зигмунд Фрейд создал систему анализа сновидений как совокупность теоретических изысканий и практических приемов в своей профессиональной работе с пациентами. Но при этом Фрейд исходил из того, что каждый человек непременно наделен неврозом. В дальнейшем в связи с распространением гуманистического подхода в психологии, отношение к личности изменилось. Гуманистическая психология утверждает, что человек от природы обладает способностью к развитию, творческому росту и прогрессу, естественно, при условии ответственности индивида перед самим собой. Это определило несколько иной подход, иную логику в интерпретации образов бессознательного.
Этот подход основывается на принципе функционального утилитаризма,- образы, демонстрирующие жизненность, витальную силу какого-либо явления, объекта, свидетельствуют и о развитии личности или ее активном желании развиваться. Если вода,- то чистая, воздух - свежий, река - полноводная, пища - здоровая, дерево - живое… Нередко людям снится, что они находятся на полуразрушенной лестнице. Такой образ, естественно, далек от того, что мы можем считать «жизненным»: оказаться на такой лестнице – опасно для жизни. Данный образ подсказывает человеку, что в его поведении, действиях, планах кроется серьезная ошибка, которую ему необходимо выявить. Если человек видит во сне, что он бросает семена в плодородную почву, это, скорее всего, говорит о том, что его проект, над которым он в настоящее время работает, будет успешным.
Итак, сновидение №1 (В. А.)
Я нахожусь во дворе нашего университета рядом со зданием Двенадцати коллегий и вблизи от ректорского флигеля. Я иду в направлении Невы. Подхожу к калитке ворот. Хочу выйти, но вижу, что калитка закрыта и вся проржавела. Я понимаю, что выхода на набережную нет, и открыть калитку естественным образом я тоже не могу. Мне очень хочется, чтобы эта преграда рухнула. И, действительно, кирпичные опоры ворот рушатся. Я выхожу на набережную и ощущаю свежий воздух от воды и свободу.
Интерпретация моего сновидения (№1)
Хочу отметить, что я довольно часто видел сны, касающиеся факультета психологии, именно после своего ухода из университета пятнадцать лет назад. Причем, мне снилось, что я продолжал там работать, но на общественных началах, хотя администрация воспринимала меня как штатного сотрудника. Во снах меня это не только беспокоило, но и возмущало. И в то же время я недоумевал по поводу своего возмущения: ведь я же сам принял данные условия. В течение последнего года я подобных сновидений не видел.
И вот недавно во сне возникла университетская тема. Правда, факультета в нем уже не было. Картины большей части сновидения были в приглушенных цветовых тонах.
Проходя мимо главного университетского здания и ректорского флигеля, я ощущал давление с их стороны и хотел, как можно скорее, от этого освободиться. Образ университета, как известно, указывает на место, где не только приобретаются знания, но и складываются весьма жесткие правила и стереотипы поведения. Мне это давалось нелегко, так как со многими вещами согласиться было трудно или невозможно. В противном случае пришлось бы изменить себе и своей целостности.
В отношении закрытой и проржавевшей калитки могу сказать следующее. Увидев ржавчину, я почувствовал неприязнь. Мне не хотелось дотрагиваться до этой калитки, хотя я понимал, что избежать соприкосновения с ней довольно сложно. Мне же нужно было выйти на набережную. К счастью, мое желание, чтобы все это рухнуло само собой, осуществилось. Обрушилась старая кирпичная кладка ворот. Считаю, что обрушение кладки в данном случае символизирует утрату
какой-либо функциональности сложившихся стереотипов. И я к ним уже не имею никакого эмоционального отношения. Проход свободен, и есть выход.
Как только я оказываюсь на набережной, картина того, что я вижу, приобретает яркость цвета. Невская вода блестит, небо становится выше, ощущается близость моря. Насколько известно, образ реки многозначен. Она может быть мелкой, медленно текущей, грязной или полноводной, чистой, устремленной к морю или озеру. Весьма близко от этого места полноводная Нева впадает в Финский залив. Такой образ – положителен, и свидетельствует о функциональности перехода.
Интерпретация сновидения № 1 с позиции И.В.М.
Обращает на себя внимание две точки в пространстве,- отправной пункт движения и точка назначения. Первая – официозно-организационная («двенадцать коллегий», «ректорский флигель»), вторая – природно-сообразная («набережная Невы»). Возможно, это отражает процесс жизнеустройства,- переход от работы в университете к деятельности «свободного художника», и это закрепляется в сознании как в целом позитивное явление. Заржавелая калитка и обрушение кирпичной кладки, возможно, является знаком надежды на «автоматическое» решение вновь возникающих трудно преодолимых проблем.
Сновидение №2 (В. А.)
Я нахожусь на природе. Лето, солнце, жарко. Мне это напомнило то лето, когда я был с сотрудниками университета под Любанью в колхозе на прополке моркови. Я иду по проселочной дороге и чувствую, что где-то поблизости протекает река. Но я вдруг вижу крупную, сильную женщину в белом медицинском халате. У меня возникает ощущение, что сейчас мне предстоит пройти медкомиссию военкомата. Я вижу тени молодых людей, которые тоже должны пройти эту комиссию. Откуда-то возникли две стены углом, и эта женщина стоит в этом углу. Но я прохожу мимо этого странного помещения. Правда, поравнявшись с этой женщиной, я испытал сильное волнение и тревогу. Затем я вновь продолжил свой путь по дороге. Но пейзаж изменился. Если прежде он был степным, теперь появилось много зелени, деревьев, пышных кустов и лугов. Мне послышался шум реки, которую я еще не видел, но понимал, что она делает поворот в сторону озера или моря. Я находился в ожидании того, что вот-вот увижу нечто красивое. Я понял, что давно этого ждал.
Интерпретация сновидения № 2 (В.С.А.)
Во время сновидения я ощущал некоторое беспокойство по поводу того, что я вновь оказался в ситуации работы в университете.
Солнечное лето на севере – это всегда хорошо. Но в сновидении я эмоционально ощущал дискомфорт после рабочего дня на прополке моркови под солнцем. Земля была сухая не только на грядках, но и на той проселочной дороге, по которой я шел. Хотя я понимал, что идти по ней все-таки лучше, нежели пропалывать морковь. Солнце – это позитивный символ. Без солнца, как мы знаем, жизнь не представляется возможной. Солнце символизирует бытийный проект человека. Дорога как образ имеет два значения. Если она широкая, гладкая, удобная, это свидетельствует, как ни странно, о фрустрации индивида. Если на ней есть определенные неудобства, препятствия и т. д., ее образ связан с возможностью самореализации.
Ощущение близости реки мне помогало. Где-то рядом была свежесть, к которой я стремился. Образ женщины в белом халате, возникший на пути, безусловно, негативный. Белый халат в данном случае символизирует жесткую проверку, контроль со стороны сверх Я. Не случайно в моем сновидении этот контроль ассоциируется с медкомиссией в военкомате. Я всегда испытывал большой дискомфорт, находясь в жестко структурированной организации. Две стены углом, угол символизируют тупиковую ситуацию. Мне удается пройти мимо, но в этот момент я испытываю определенное волнение, возможно, даже некоторый страх.
Изменение пейзажа в лучшую сторону – луг, деревья, зелень – это символ позитивного перехода. Луг символизирует самореализацию, дальнейшее развитие. Поворот реки, шум которой я услышал, еще впереди. Это означает, что мне предстоит сделать определенную работу, требующую усилий. Только тогда я смогу достичь того, к чему стремлюсь.
В обоих сновидениях присутствуют как позитивные, так и негативные образы. Последние – оказываются либо уничтоженными, либо обойденными. Это хороший знак. Но мне следует обратить внимание на то, что мои сновидения связаны с периодом моей работы в университете. А это не что иное, как структурированная организация. Находясь в социуме, вряд ли удастся избежать подобных структур. К отношениям внутри них, как я считаю, нужно относиться нейтрально. Должен признаться, что мне это не всегда удавалось. Именно поэтому тянется шлейф некоторых обид, несбывшихся желаний и ожиданий, нереализованных в той среде некоторых задач, которые я перед собой ставил. Правда, архетипические сновидения, которые имели место в течение пятнадцати лет и в которых преобладали образы авторитарности, подавления и т. д., прекратились год назад. Но я считаю, что и оба рассмотренные мною недавние сновидения – это сигнал, на который я должен обратить внимание. Символика – хорошая, но тематика свидетельствует о том, что я еще не достиг полной нейтральности в отношении своего прошлого опыта...
Интерпретация сновидения В.С.А. № 2 с позиции И.В.М.
Обращает на себя внимание три момента. Первое – это движение, динамика, перемены. Второе - переходы от дискомфорта к ситуации, которая кажется понятной и приятной. Третье – страх женщины в белом и ассоциации с военкоматом, комиссией, призывом. В пространстве сна эта сцена занимает промежуточное место и соседствует с воспоминаниями о принуждении студента (или преподавателя) «полоть морковь», т.е. заниматься однообразной и скучной работой. Образ «женщины в белом», возможно, является знаком некоторого принуждения к бытовой работе от своих близких (а белый цвет – как знак необходимости соблюдения некоторой социальной нормы). В целом, безусловно, семантика сновидения – позитивная, но она, возможно, привлекает внимание, как и в первом сновидении, к уровню проявления волевой активности.
Сновидение И.В.М. № 1 «Мероприятие в лесу» (30 июля 2017)
Я иду по лесной аллее. В руках – 4-страничный план работы («мероприятия»). Вдруг вижу, что навстречу мне идут мои коллеги по университету (я четко вижу заведующую кафедры и ее помощницу-«наперстницу»). Вижу, что они ужасно недовольны мной,- кричат во весь голос, размахивают руками, ничего не разобрать, но можно догадаться, что я провалил важное мероприятие. Обе дамы – просто в истерике,- «как можно так работать» ? Одна и другая вопят о катастрофе. Они идут мне навстречу, но (любопытно) мы не сближаемся. И – непонятно, то ли уже все случилось, прошло, и не было никогда, то ли все еще будет, и предвидится провал... Пока мои коллеги кричат, я вижу, как ДРУГИЕ проводили похожие мероприятия. Участники спали в мешках на склонах пригорков, а, если приглядеться, просмотреть всю панораму места ночевки, то видна каменная стена, сложенная из больших блоков, как это бывает на мемориальных кладбищах. Участниками ТОГО мероприятия были немолодые женщины в красном. Отдых у них был на кладбище. Мне хотелось съязвить «вечный отдых»... А у меня в руках – ПЛАН, напечатанный в табличной форме на четырех листах...Чем же они недовольны ? Запомнилась реплика: «даже для того, чтобы показать студентам, как надо доить корову, мы месяцами должны были согласовывать это мероприятие с руководством... А Вы ?!...»
Сновидение банальное по содержанию, но меня удивило то, что, двигаясь навстречу друг другу, мы не сближались ни на шаг. С другой стороны, странным показалось, что скандал возник не за сделанное, а только возможное. (Но и мне трудно было понять, все уже БЫЛО или, скорее, только ПРЕДВИДЕЛОСЬ). Странным показался пример с коровой. И еще – хотя коллеги были возмущены, их разрывало от негодования, но мне показалось, что это была истерика с некоторой долей восторга («вот что может быть, если нет нашего участия, нашего одобрения»)... Удивительно, что в сновидениях показалось не актуальное время, а то, что могло быть 45 лет назад !
Тема сновидения – эмоциональный дискомфорт от общения с коллегами при их критической оценке моей работы (или только плана работы).
Подтекст – мое самочувствие в коллективе, где я был как бы «белой вороной» (из-за национальности, языка, ментальности, кругу интересов, неумению следовать традициям отмечать праздники,...). С одной стороны, я чувствовал себя на работе в Университете очень хорошо (был человеком «со степенью», работал автономно с русскоговорящими студентами), но, с другой стороны, как оказалось чуть позже, я был для коллег все же представителем «оккупантов», человеком из среды «перекати-поле», слишком свободным в оценках событий.
Подтема – «свой среди «чужих», «ОНИ» и «Я»... Если делать более детальный анализ, то можно, вслед за ощущениями от этого сна, сказать:
1. Страх вновь оказаться в жесткой административной структуре («универ»).
2. Страх браться не за свое дело (начинать что-то «с нуля») в том случае, когда главным является «отчет», «форма», «мероприятие», «начальство»,...
3. В психике все еще жестко сидит оппозиция «свои – чужие», а более конкретно - «Я» и «ОНИ» (тут возможно влияние политической ситуации).
4. Это, очевидно, показатель отчуждения (может быть, связанный с возрастом, с переменой образа жизни).
5. Возможно, это сновидение является как бы «обращенной формой» не критики других по отношению ко мне, а – напротив – моей критичностью по отношению к моим знакомым и моей неудовлетворенностью этой позицией (незадолго до этого в СПб был довольно критичным по отношению к двум знакомым дамам, о чем потом сожалел и переживал).
В целом, я думаю, это сновидение – о свободе и о страхе потерять внутреннюю свободу из-за планирования совсем не обязательных для себя дел (Конференций, Фестивалей, Семинаров,...).
Интерпретация сновидения И.В.М. № 1, проведенная В.С.А.
Прежде всего, хотел бы отметить, что интерпретируя чужое сновидение, психолог и в этом случае оказывается в процессе самопознания. Подчас эпизоды чужого сновидения выглядят ярче, как сцены из фильма, в то время как части собственного – способны ускользать. Таким образом, интерпретация символов чужого сновидения – это еще один взгляд в себя, поскольку архетипические знаки свойственны всем.
Первый образ первого сновидения – лес. Это та часть природы, в которой человек, наделенный силой воли, чувствует себя естественно, непринужденно и в содружестве со своими здоровыми инстинктами. Если в лесу наблюдается хаос, можно провести соответствующие работы и навести жизненный и творческий порядок. И в этом – залог продвижения вперед.
Четырехстраничный план – это, вероятно, четыре реальных проекта, в отношении которых идет работа по их осуществлению. Но с другой стороны, имеет место определенная категоричность и критичность, так как план, несмотря на его необходимость, символизирует бюрократический подход к живому делу. Громкие, истерические замечания, утверждающие, что все делается неправильно, также свидетельствуют об излишней критичности по отношению к своим проектам и задумкам.
Образы двух женщин символизируют властность, директивность, жесткость. Выстраивается следующая линия: бабушка, мать, учительница, заведующая кафедрой, налоговый инспектор и любой представитель власти. Когда такие люди авторитарны и бескомпромиссны, они способны разрушить игру, надежды, инициативу, проекты. Эта часть сновидения предупреждает о том, что ни в коем случае нельзя эмоционально включаться в ситуацию, связанную как с давлением сверху, так и с категоричностью своего супер Я. Вместо этого, следует обратиться к поиску здорового компромисса.
Важным эпизодом данного сновидения является мероприятие, проводимое на кладбище. Его участники – немолодые женщины в красных одеждах – отдыхают, спят. Эти образы – очень яркие и достаточно понятные. Вероятнее всего, один из четырех проектов – бесперспективен, и от него следует отказаться. Женщина в красном – это женщина вамп, которая идет против своей природы и вовлекает в свою ошибку других людей. Данный образ является определенным сигналом и свидетельствует о том, что при выборе партнеров женского пола для того или иного проекта нужно проявлять серьезную осмотрительность. В данном случае критичность необходима.
Образ коровы – амбивалентный. С одной стороны корова дает молоко и, соответственно, поддерживает жизнь. Но в то же время она способна проявлять агрессивность и силу, как авторитарная мать или заведующая кафедрой. Это еще одно предупреждение о том, что острые углы и конфликтные ситуации нужно обходить или вообще не приближаться к ним. Кстати, в данном сновидении сближения с агрессивными женщинами не происходит, что уже хорошо.
Второе сновидение (18.07.2017). И.В.М.
Как ни странно, я снова оказался в педагогической среде. Как будто нахожусь на собрании ректоров. Скучно. Меня никто ни о чем не спрашивает и неизвестно, когда до меня дойдет очередь Я сижу на полу и моя голова лежит на длинном солидном столе (как голова на плахе !). С другой стороны – симпатичная девушка. Не спит, чего-то ждет. Заходит симпатичная женщина с чашкой кофе. Я узнаю в ней мою любимую быблиотекаршу, какой я ее знал в детстве. Она смотрит на меня, задумывается и предназначенную для меня чашку кофе ставит перед девушкой напротив. Я очень расстроен. Не из-за кофе, а из-за невнимания любимого человека. Встаю и незаметно выхожу из зала. Спускаюсь по черной лестнице и вижу на одной ступеньке большую кучу фекалий! Обхожу стороной и сон кончается..
Интерпретация сновидения № 2 И. В. М., проведенная В. А.
Как и в случае работы с предыдущими сновидениями, я применяю принцип функциональной утилитарности при расшифровке образов и динамики сновидения: что именно означает образ, о чем он предупреждает и свидетельствует в смысле реального психологического состояния личности. Как уже отмечалось, этот принцип широко используется в гуманистической психологии. Собрание ректоров – это организационная бюрократическая встреча. С одной стороны, на ней собрались равные по значимости коллеги, но с другой – эта некая сумма супер Я. Острых переживаний нет, поскольку сильного давления не наблюдается. Есть ощущение скуки, и даже голова лежит на столе. Но оказывается, что этот длинный солидный стол производит впечатление плахи. Я уверен, что этот эпизод не только связан с воспоминанием о недавнем ректорском прошлом, но и с предупреждением о том, что к нему следует относиться с еще большей нейтральностью. Это также сигнал о том, что переход уже сделан и связанные с прошлым определенные амбиции удовлетворены.
Очень важным, как мне кажется, является следующий эпизод, тесно связанный с предыдущим. В образе симпатичной девушки, которая чего-то ждет, я вижу возможность новых и свежих творческих проектов. Кофе символизирует энергию, действенность, инициативность. Симпатичная и, наверное, мудрая библиотекарша подает кофе именно этой девушке, подсказывая, что сейчас необходимо инвестировать в новые интересные проекты.
Расстройство по поводу невнимания со стороны любимого человека свидетельствует о том, что пока еще трудно расстаться с утратившими ценность амбициями сверх Я в виде ректорской деятельности, управления и контроля. Образ увиденных на ступеньке лестницы фекалий предупреждает о том, что прошлое осталось позади, к нему не стоит возвращаться и печалиться по поводу его ухода. Не случайно, что лестница – «черная», то есть не главная. Обойти фекалии, оставить их в стороне - это правильно и позитивно. Ведь в качестве ценности прошлого остается жизненный опыт, который пригодится для нового.
Итак, некоторый опыт самоанализа и «толкования» сновидений со стороны другого, который является профессионалом по данному вопросу, кажется интересным и перспективным. Однако требуют конкретизации еще три вопроса. Первый – детализация проблемы, которая решается в данный (по сновидению) момент времени, Второе,- требуется больше деталей и нюансов в презентации сновидений и – третье – нужно ставить больше вопросов к самому себе в отношении противоречий и парадоксов, представленных, как правило, в сновидениях.
Есть ещё три аспекта исследования продуктов онирической деятельности.
Во-первых, есть возможность отнестись к сновидениям как характеристике индивидуальности человека, специфике организации им своей психической деятельности в контексте решения определённых жизненных задач.
Во-вторых, можно посмотреть на сновидения как на материал, который можно изменять в процессе его появления (феномен «люсидных сновидений»).
В-третьих, сновидения можно рассматривать как культуросообразную деятельность неосознаваемых и неконтролируемых структур не только психики, мозга, но и социальных связей человека, его отношений к близким, знакомым, официальным лицам, литературным персонажам, мифологическим героям или религиозным инстанциям. Эти культуротворящие, социосозидательные, трансцедентальные «параллельные миры» важны и для психологии, и антропологии, и культурологии как предмет размышлений и материал, интересный сам по себе.