сайт психолога Валерия Афанасьева
Валерий Афанасьев





публикации

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ РАЗГОВОР С ОТЦОМ (продолжение)

В своем предыдущем материале под этим названием я указывал, что продолжение обязательно будет. Итак, я приступаю к дальнейшему рассмотрению данной темы, которая требует, на мой взгляд, очень пристального внимания.

В этом году был номинирован на премию «Оскар» фильм режиссера Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Можно по-разному относиться к этому режиссеру, но несомненно то, что он всегда ставит перед собой и зрителем очень острые социально-психологические и психологические вопросы. Его глубоко волнует проблема взаимоотношений родителей с детьми и особенно – отцов с сыновьями. В фильме «Нелюбовь» рассказывается о побеге двенадцатилетнего мальчика из дома в лес. У фильма нет конца. Мальчик не найден. И вопрос состоит не в том, где же подросток, а почему так случилось.

Сам по себе лес – это доброе начало, это сгусток природы, из которой, собственно, человек и вышел. Лес олицетворяет силу. Он притягивает к себе и завораживает своей таинственностью. С давних времен лес связан с процессом инициации юношей у самых разных народов, о чем свидетельствует целый ряд сказаний, мифов и легенд. Если перевести их на язык современности, станет понятным, как важно познакомить подростка с лесом, научить его видеть и чувствовать природу, показать способы выживания в лесу и ведения корректного диалога с окружающей средой. Но для этого нужно, чтобы сын пришел в лес вместе с отцом. Прекрасно, если бы отец был биологом, натуралистом. Как, например, Виталий Бианки – знаменитый русский и советский писатель пятидесятых, шестидесятых годов, чьи книги о природе, к счастью, продолжают переиздаваться. Очень хорошо прийти в лес с отцом, который просто любит природу, много читает, знает и интересуется тем, как устроена природная среда. Как было бы хорошо, чтобы отец и сын открыли для себя в лесу что-то новое или обрели совместный опыт взаимодействия в походе и дальней прогулке.

Но для этого нужна любовь, глубокая и мудрая. Если ее нет, история может разворачиваться по-разному. Вот ее наиболее приемлемый вариант. Проживая за городом, подросток ходит гулять по лесу или лесопарку один и воспринимает его как второй дом, а, возможно, и первый. Именно в этом «доме» он находит место для своей души. Он не боится леса, в котором видит своего друга. При этом мальчик не идет на риск. Его прогулки, хоть и продолжительны, но недалеки и связаны со светлыми тропами, красивыми полянами, опушкой леса, на которой высится большой и крепкий дуб. Именно здесь подросток самостоятельно и на бессознательном уровне обучается самодостаточности, позитивному одиночеству, умению созерцать и размышлять. Он еще не знает, что в будущем это поможет ему хорошо учиться, анализировать изучаемый материал, самостоятельно искать дополнительные сведения по тому или иному предмету и т.д. Пока он только выстраивает диалог с самим собой через природу, не догадываясь о том, что это и есть начало процесса индивидуации. Да, этот мальчик не нашел отклика в семье, но ему все-таки повезло. Он не совершил никакого проступка, не разрушил себя, не навредил своим близким и пошел своим, как оказалось, положительным путем.

В фильме «Нелюбовь» подросток убегает в лес из-за отчаяния. Его родители заняты разводом, разделом имущества, новыми связями, и им вовсе не до сына. Мать проявляет к нему жесткость и даже агрессию. Отец фактически его не замечает. Мальчик понимает, что он своим родителям мешает. Он им не нужен. Он – лишний. И ему кажется, что его спасение – бегство в лес, в никуда. Во время одного из своих интервью режиссер на вопрос о том, что, по его мнению, произойдет с мальчиком, сказал: «У меня нет ответа. Пусть каждый найдет его самостоятельно».

Я бы хотел ошибиться, но мне кажется, что в данном случае могут быть только два печальных исхода. Либо подросток окажется в обстоятельствах, когда не сможет физически выдержать испытания лесом, либо он встретит на пути дурную компанию, которую ошибочно примет за путь к освобождению от груза под названием нелюбовь. На эти мысли меня навел эмоциональный фон и самочувствие подростка. Он угрюм и озлоблен. В таком состоянии найти правильный выход маловероятно.

Андрей Звягинцев в таких знаковых фильмах, как «Возвращение» (рабочее название – «Отец»), «Елена», «Нелюбовь» не только призывает обратить внимание на проблему взаимоотношений родителей с детьми, но и демонстрирует острую необходимость выстраивания диалога отца с сыном. Эти фильмы – трагедии. У них нет конца, потому что эта проблема еще не находит своего решения. Но, к сожалению, в массе своей родители ее не хотят замечать, игнорируют и, соответственно, не проявляют должного рвения к тому, чтобы ее решить.

По всем вышеуказанным фильмам я проводил кинотерапии. И эти занятия производили сильнейшее впечатление на участников. А недавно со мной произошел следующий случай. На очередном занятии я собирался показать и провести психологический анализ весьма радужного фильма «Хороший год». Перед тем как вставить диск, я включил телевизор. Это был французский канал TV5. И на экране мы увидели кадры из незнакомого нам французского фильма с русскими титрами. Я не стал переключать телевизор на видео просмотр, так как нас всех захватил идущий фильм. И он оказался на тему сложнейших взаимоотношений отца с шестнадцатилетним сыном.

Это была психологическая анатомия взаимной нелюбви, граничащей с ненавистью, и тщетных попыток начать разговор по душам. Обстоятельства сложились так, что отец остался с двумя детьми. Дочь, поскольку она старшая, живет отдельно. Отец и сын – вместе. Между ними идет постоянная борьба. Любая мелочь становится предлогом для крупной ссоры, порой переходящей в драку. Отец, крупный и сильный, бьет сына с каким-то ожесточением, которое подобно акту отмщения. Создается впечатление, что отец в свое время пережил психологическую травму, с которой так и не смог справиться, и теперь проецирует, вымещает свою нереализованность на сыне в виде агрессии. Это, естественно, вызывает у юноши негодование и протест.

Следует сказать, что сын не является асоциальным элементом. Он нормально учится, активно занимается спортом – академической греблей – и показывает очень хорошие результаты. Однако отец запрещает сыну ходить на тренировки, ездить на сборы, закрывает его в комнате на ключ и т.д. При этом он, как ни в чем не бывало, заходит к тренеру поболтать, комментируя отсутствие сына на тренировке словами «ну, что взять с мальчишки, проспал, как всегда». Юноше с трудом удается попадать на спортивные занятия и соревнования. Он принимает замечания и критику со стороны тренера, к которому очень тепло относится, но не рассказывает о преступных действиях отца. Такое ощущение, что юноше стыдно за то, что происходит дома, но он еще не окончательно утратил надежду на возможный близкий контакт с отцом.

В фильме есть две сильные сцены. Первая, когда сын по дороге домой находит своего отца на мосту в бессознательном состоянии после очередной попойки. Он пытается разбудить отца, обнимает его, целует и обещает всегда о нем заботиться. Во второй сцене мы видим отца, который в отсутствие сына находится в его комнате и берет в руки медаль, недавно полученную мальчиком на соревнованиях. Он смотрит на нее и плачет. У отца и сына есть потребность хотя бы в каком-то сближении, но они – и прежде всего отец – не могут преодолеть сильного внутреннего сопротивления, чтобы сделать шаг навстречу друг другу. Отец обязан проявить мужество, мудрость и сделать этот шаг первым, как во имя себя, так и во имя сына.

Однако этого не происходит, и разговор с отцом так и не состоялся. Более того, накануне ответственного соревнования, когда сын был близок к победе, отец спровоцировал ссору и драку, в которой сломал юноше руку. Ему наложили гипс. Желание участвовать в соревновании, не подвести тренера, команду и победить было настолько сильным, что юноша сломал гипс и пришел на старт. Но ему, конечно, не удалось провести даже подготовительных действий с лодкой, веслами и пришлось рассказать тренеру обо всем. На мой взгляд, очень важно, что тренер проявил мужество и взял часть вины на себя, поскольку не сумел вовремя прочитать ситуации, в которой находился его подопечный. Он даже предложил этому очень успешному юному спортсмену найти другого тренера. Но молодой человек сказал, что хочет остаться с ним и в его команде.

Кинокартина заканчивается на том, что сын уходит из отцовского дома и переезжает жить к своей сестре. Последний кадр – это белый текст на черном фоне, повествующий о том, что фильм снят по реальным событиям и что молодой человек пережил подлинную инициацию, в результате которой понял, какой разговор со своими детьми он поведет в будущем.

Известно, что в спорт весьма часто приходят молодые люди из проблемных семей. Моя клиентка и коллега, которая работает в качестве психолога в группе сопровождения сборных команд юниоров России, нередко сталкивается с этим явлением. В процессе работы над улучшением спортивных результатов выясняется, что на некоторых спортсменов оказывает негативное воздействие шлейф нездоровых отношений родителей с детьми. Среди моих клиентов есть и бывшие спортсмены, которые рассказывали мне о том, что для них занятия спортом явились спасением от невнимания, удушающей любви или неподдельной агрессии со стороны родителей.

Один из моих клиентов, мастер спорта по бегу на средние дистанции, поведал мне свою историю. Когда ему было двенадцать лет, родители отправили его в интернат. Семья была весьма благополучной в бытовом смысле. Но психологическая обстановка оставляла желать лучшего. Мать работала директором школы. Будучи авторитарной женщиной, она была директором и в школе и дома. Отец, как это часто бывает в таких случаях, устранился и сдал сына на откуп матери. В силу каких-то организационных семейных причин (то ли обмен квартиры, то ли неурядицы в отношениях между супругами) мать решила поместить сына в интернат. Причем на два года.

Подросток очень тяжело переживал расставание со своей комнатой, с любимыми вещами, книгами, поделками. Несколько раз, по словам моего клиента, он сбегал из этого учебного заведения домой, но мать была неумолимой и возвращала его обратно. Мальчишке повезло с директором интерната, который буквально заставил его заниматься бегом в легкоатлетической интернатской секции, одной из сильнейших в городе. Моему клиенту это понравилось. И более того. Неожиданно для себя он обнаружил, что спортивный бег явился для него своеобразным «побегом» от всего, что угнетало и тревожило. Где-то далеко остались авторитарная мать и слабохарактерный отец, не сумевший найти нужных слов для сына. А впереди была финишная ленточка, разорвать которую зависело только от него. Кстати, став впоследствии довольно успешным бизнесменом, мой клиент по-прежнему остается верным бегу как способу освобождения от психологического «раздрая». Во время бега он оставляет позади свои проблемы, будь то развод с женой, очередной конфликт в бизнесе и т.д., снимает негативный эмоциональный груз и находит оптимальный выход из положения.

Из всех приведенных выше примеров, а их можно было бы продолжать бесконечно, мы видим, что сын, так или иначе, получает серьезную психологическую травму из-за отсутствия доверительного диалога с отцом. Кому-то, к счастью, удается ее преодолеть, хотя подобные «рубцы» не исчезают. В лучшем случае меняется отношение к полученной травме, и делаются положительные выводы, способствующие сохранению собственной жизни и дальнейшему развитию. Но, к сожалению, психологическая практика показывает, что подавляющее большинство людей, переживших такую травму, продолжает постоянно испытывать на себе ее давление, хотя и не осознает, в чем дело. Для того, чтобы увидеть причинно-следственную связь и в результате этого принять меры для самосохранения, нужна большая психологическая работа над собой.

И самое главное. Во избежание или, вернее, ради возможной минимизации подобного травмирования детей, об этой проблеме нужно буквально кричать. Сейчас на самых разных уровнях во многих странах ставится вопрос о насилии в семье и, прежде всего, по отношению к детям. Правда, в этой связи речь идет о бытовом насилии и, как правило, о крайних формах его проявления. Но психологическое насилие над детьми – к нему относится как речевая агрессия, подавление воли, блокировка инициативности, удушающая «любовь», так и отстраненность, напряженное молчание, показное безразличие, уход от разговора – также наносит личности ребенка непоправимый ущерб.