ТРИ В ОДНОМ
(мой приятель, его сновидения и моя интерпретация)
У меня есть хороший московский приятель, с которым мы редко встречаемся, но состоим в активной переписке, которая доставляет нам обоим большое удовольствие. Он отнюдь не молод. Дедушкой в первый раз стал двадцать лет назад. Это человек, состоявшийся и умеющий вписываться в интересующую его нишу в самых разных обстоятельствах. В девяностые годы новизны не испугался и пошел в бизнес. Тематику приходилось менять, так как не все партнеры соглашались на честное ведение дел. По причине честности больших капиталов не сколотил, но сумел обеспечить достойную жизнь семье дочери и себе с женой.
Сейчас он живет в подмосковном коттедже, который по большей части построил и совершенствует своими руками. Он вообще мастер, если уж не на все, то на «многие руки». И его жена – тоже мастерица, У этих людей ладится всё. Участок сродни английскому газону. В парнике – шикарные помидоры, огурцы, перцы и еще много всего. В отведенном у забора месте в конце лета созревает прекрасный виноград, из которого они делают замечательное вино и разливают его в бутылки с авторскими этикетками под названием “Svoje Vino”. Пьют сами и дарят друзьям и знакомым. Соответственно, большая и аккуратная подвальная кладовка всегда полна всякой всячины. Причем, они оба – хорошие кулинары.
В последние годы у них появилось новое увлечение. Оно возникло случайно. Дело в том, что они уже не знали, что дарить на дни рождения и юбилеи своим обеспеченным московским друзьям. И как-то раз решили сделать своими руками куклу, близкую к портрету виновника торжества, причем, с атрибутами, связанными с его хобби или работой. И «первый блин» не стал комом. А дальше – всё лучше и лучше. Некоторые подарки отправились в Шотландию, Германию, Чехию и Белоруссию. Сейчас их куклы выставлены в частной галерее. И они стали получать заказы. От близких и друзей известных в России людей: ученого, космонавта, крупного бизнесмена. Так что перед началом работы им приходится не только изучать фотографии их героев, но и внимательно читать материалы Википедии. В связи с этим мой приятель организовал в доме две мастерские. Одну, скульптурно-швейную, для жены, а другую, миниатюрной механики, для себя. Это действительно прекрасный пример реализации себя в третьем возрасте.
И это еще не всё. Мой приятель любит писать рассказы, а иногда и стихи. У него есть своя страница на сайте “proza.ru”. И вот недавно он опубликовал свой очередной рассказ, описав два своих сновидения, которые весьма часто приходят к нему по ночам. При этом он попросил меня дать письменную интерпретацию этих снов, чтобы опубликовать ее в качестве продолжения публикации. Попросил разрешения, которое я, естественно, дал.
Предлагаю вниманию читателей эту публикацию в том виде, в котором она была напечатана. Мой приятель всегда использует псевдоним.
* * *
Сон. Рассказ с прологом в трех частях.
Алекс Шуваевский
Пролог.
Рассказ этот - не более, чем попытка записать на бумагу многолетние сны свои.
И, пользуясь случаем, поделиться ими с немногочисленными читателями, заходящими изредка на мою страничку.
В том, что история эта обрела неожиданно новое дыхание и получила незапланированное продолжение, моих заслуг нет и в помине.
Ибо ни в части второй, ни, тем более, в третьей, нет ни единого авторского слова.
Как ни странно, но полученным результатом автор доволен.
- Почему? - может быть, и спросит меня когда-нибудь какой-нибудь любопытный читатель.
- Да потому, что не всем так везет! - абсолютно искренне отвечу я.
Часть 1 - собственная
Много лет снится мне сон.
Из двух частей.
Приходят они, как правило, по одному.
Хотя бывает, что и на пару в одну ночь накатывают, плавно перетекая один в другой.
Сны похожи.
И содержанием своим и своим окончанием.
В первом, тихим солнечным утром, едва проснувшись, брожу я по квартире.
Думается, что именно утром.
По тому, как тихо кругом.
И солнце яркое, утреннее, отражается в полированном паркете, отчего приходится прищуриваться.
Впрочем, и днем так бывает.
В августе, например.
В детстве.
Когда родители на работе, а на дворе каникулы.
В такие дни сладко спится до обеда. И не беда, что солнце шпарит уже вовсю с высокого горизонта.
Сразу видно, что квартира, по которой неспешно бреду я, после ремонта недавнего.
Все в ней ново и красиво.
И белые двери с латунными ручками, и красивый паркет цвета светлого дерева, отполированный до блеска, и желтоватые стены с едва заметным рисунком на обоях.
Она бесконечна.
С бесчисленным количеством уходящих в далекую перспективу комнат, естественно перетекающих по плавной дуге одна в другую.
И чистыми, до блеска намытыми окнами с левой стороны, умножающими солнечный свет, разбрызганный по всем уголкам бесконечного пространства вокруг.
В том, что все это мое, нет у меня сомнений.
Я знаю это точно.
Вот же и запах вокруг родной, с детства знакомый.
Да и не стал бы я ходить спросонья в одних трусах по чужой квартире.
Я юн и беззаботен.
Отчего, гонимый восторженным любопытством, шлепаю босыми ногами всё вперед и вперед.
Пока не натыкаюсь на большую двустворчатую стеклянную распашную дверь. Такие часто показывают в фильмах про старинную жизнь.
В двери матовые стекла. Одна створка ее слегка приоткрыта и в узкой щелке дверного проема виден круглый кухонный стол, залитый солнечным светом. С синими чашками в драконах, аккуратно разложенными чайными ложечками, вазочкой с крупными кусками сахара и ажурной соломенной корзинкой, полной желто-красных пузатых яблок.
Стол и чашки мне не знакомы.
За дверью настороженная тишина. Не враждебная, но таинственная.
Я понимаю, что это уже чужое.
Посему стою, затаив дыхание, пристально вслушиваясь в звуки извне и пытаясь сообразить, что бы это значило и почему не закрыта дверь?
И где люди, оставившие ее открытой?
В этом месте я обычно просыпаюсь.
И по пол дня потом не могу распрощаться с подсмотренным.
Отчего долго пребываю в болезненном состоянии непокоя и легкого раздражения.
Со временем сон забывается. Как будто нарисовали его старательно мелом на школьной доске, а потом вытерли с особым прилежанием мокрой тряпкой.
Возвращается он всегда неожиданно.
И вновь слепит ярким солнцем, белыми новыми дверями с латунными ручками и красивым паркетом цвета светлого дерева, отполированным до блеска.
Дразнит нетронутыми яблоками в кружевной корзине.
Беспокоит тишиной, неизвестностью и неудовлетворенным любопытством.
Во втором сне я брожу по деревянному дому в лесу – не сильно большому снаружи, но необъяснимо огромному внутри.
Дом жилой, хотя и не достроен до конца.
Огромные внутренние пространства его местами перекрыты балками, под которыми пустота. И лишь листы фанеры, да доски - времянки, набитые то тут, то там, позволяют осторожно продвигаться дальше.
В доме живут люди.
Которых не видно, но чье присутствие явственно ощущается в бытовых шорохах, отдаленных голосах, в скрипе половиц и в грязной посуде, сложенной стопкой на мятой газете на краешке древнего стола.
Я не юн. Нет прежней беззаботности.
Это заметно по тому, как старательно, по-хозяйски, запоминаю я места, где нужно наводить порядок, набить полы, установить ограждения.
Бредя неспешно по дому, я каждый раз поражаюсь восхищенно его огромности.
И с сожалением понимаю, что не успеть в этой жизни достроить его до конца.
Да тревожно становится от невозможности встретиться с людьми, населяющими его. Сколько не жди их, сколько не прислушивайся.
Неопределенность пугает.
В этом месте приходит пробуждение.
С нарастающей хандрой и испорченным настроением.
А годы летят.
И ночи все бессонней.
С мыслями разными.
Без сновидений.
А когда все же приходят они, как подарок заслуженный, вновь и вновь, словно наяву, брожу я по залитым солнцем комнатам и перебираюсь осторожно по балкам недостроенного дома.
В приятном волнении.
Зная наперед, чем все это закончится.
Но все это будет потом.
Часть 2 - аналитическая.
Которая может оказаться интересней предыдущей.
Поскольку написана человеком, который многое умеет объяснить:
Алекс, добрый день.
Сразу хочу отметить, что в отличие от ортодоксального биологического подхода Фрейда к интерпретации сновидений, я использую гуманистический подход, связанный с утилитарной функциональностью. Он, как показывает практика, наиболее точный. И активно используется уже в течение 60 лет.
И ещё. Сновидение - это своеобразная "фотография", пришедшая во время сна из бессознательного и отражающая реальность, которую переживает индивид. Речь идет об эмоциях, стереотипном поведении, фантазиях и планах.
Первое сновидение.
Основная тема в сновидении – это квартира, дом. Причем, это не навязанный образ, а твой собственный. Это твое психологическое пространство, наполненное личностными ожиданиями, надеждами, возможностями. Я предполагаю, что в этом сновидении тебе лет двенадцать. Большое количество комнат свидетельствует о многообразии твоих способностей, зарождавшихся в детстве и юности.
Всё залито светом, солнцем, везде чистота, всё светлое и эстетичное (латунные ручки на белых дверях). Это демонстрирует твое ощущение радости, счастья от того, что ты есть.
Образ дверных ручек отнюдь не случаен. Это значит, что у тебя есть возможность распорядиться дверью, как ты захочешь: закрыть или открыть ее. То есть ты обратишься к одной или другой своей способности, или к нескольким. Такие сновидения приходят к нам, чтобы напомнить, насколько важно испытывать удовольствие от того, что мы есть, и быть верными этому состоянию.
Тем не менее, в конце этой длинной анфилады комнат за приоткрытой, словно, старинной двустворчатой дверью находится чужая территория. Полная картина не видна ещё и из-за того, что стекло матовое. Это тебя не пугает, но настораживает. Это говорит об амбивалентности, или двойственности, ощущений.
Мое психологическое прочтение данной части сновидения - следующее.
Здесь налицо образ классической интерпретации: подросток, женщина, старуха, животное. О последнем говорит рисунок на чашках – драконы. Хотел бы прояснить вышеназванную цепочку той матрицы, которая внедряется в бессознательное ребенка, подростка. Проводником такого внедрения является мать или женщина, выполняющая ее функции. При особых обстоятельствах в этой роли может оказаться и человек мужского пола. В определенном возрасте подросток начинает видеть в матери женщину. Возможно, не только молодую, но и красивую. Если она не является другом и мудрым наставником, подросток ощущает на себе ее манипуляцию и сам вступает с ней, а заодно и с другими, в эту стилистику взаимоотношений. Манипуляции матери очень быстро принимают карательный характер. Запреты, недовольство, негодование, агрессивность, ворчливость – всё это так свойственно поведению старухи. При нарастании агрессии со стороны «старухи» её образ постепенно трансформируется в подсознании подростка в образ зверя. Анализируя детские рисунки, я часто встречался с изображениями звериной пасти, из которой изрыгается пламя, камни и т.д. Эта матричная цепочка очень устойчива и, как правило, сохраняется на всю жизнь.
За этой дверью – территория комплекса твоей матери, которую ты, как и мы все, обойти не можешь. Да, ты видишь там сахар и яблоки. Они тебя манят, что свидетельствует о здоровых инстинктах, и символизируют определенный соблазн реализовать их. Но рядом стоят пустые, ничем не наполненные чашки. Хотим мы или не хотим, материнский комплекс внедряется в каждого из нас. Кстати, бороться с комплексами бесполезно, так как при этом они лишь усиливаются. Но знать о наличии того или иного комплекса у себя необходимо. Дело в том, что комплекс всегда опережает сознание и таким образом навязывает ошибочное поведение, эмоцию и т.д. В отношении комплекса нужно суметь нейтрализоваться или даже, как писал об этом Юнг, при умении применить его на свою пользу.
Эта часть сновидения подсказывает, что сейчас особенно следует усилить собственный контакт с ощущением радости и счастья от того, что ты есть, что ты успешен, что ты многое умеешь и применяешь свои способности в ежедневной практике жизни. И ни в коем случае нельзя позволять себе ворошить мысли и воспоминания о чьих-то несправедливых поступках, словах в твой адрес, о твоих обидах и т.д.
Это, прежде всего, касается людей из ближнего круга, особенно твоих родственников женского пола. Кстати, с этим связано твое второе сновидение.
Часть 3 - заключительная.
Второе сновидение.
Образ леса, в котором находится дом, весьма положительный, так как он являет собой часть природы, экологию и здоровую среду. С точки зрения личностной природы человека, этот образ символизирует открытость как базовым, так и высшим инстинктам, потребностям и желаниям. Например, человек хочет получить новые знания и поступает в университет, хочет построить дом, чтобы иметь свою автономную территорию. И делая это, он хочет найти жизнеутверждающую любовь, идет к ней навстречу и т.д. Этот образ возник у тебя не случайно, поскольку ты – состоявшийся человек.
Образ деревянного дома – тоже положительный и свидетельствует об одном из твоих важных жизненных проектов, который ты для себя с успехом осуществил. Но очень большие внутренние размеры данного дома, причем чужого, – это проявление высокого уровня притязаний с твоей стороны к людям, его населяющим. Ты по-хозяйски рассматриваешь недостроенные части, находишь вещи (невымытая посуда), которые тебя не устраивают, и даже планируешь работу для приведения дома в надлежащий вид. В то же время ты понимаешь, что у тебя ни сил на это, ни жизни не хватит. И голоса людей в доме – отстраненные. Владельцев недостроенного дома весьма устраивает такое положение дел. А тебя – нет. Но ты не можешь до них достучаться, потому что у них иное видение мира и себя в нем.
Это сновидение раскрывает твою нынешнюю реальность и настоятельно требует от тебя сбалансировать собственные силы, не расходуя их на тех, кто живет в иной системе координат, хотя она тебе и не нравится. Твои сновиденческие образы призывают тебя к самосохранению. И к тому, чтобы твой собственный дом всегда оставался залитым солнечным светом, чтобы в нем не иссякали творческие проекты, и чтобы тебя радовала собственная жизнь.
Алекс, позволь посоветовать тебе чаще заходить на мой сайт www.afanasyev.com. Он для меня, как персональная “prosa.ru”. Я помещаю там материалы, основанные на случаях из моей психологической практики. Таким образом, они служат в качестве опосредованных консультаций для тех, кто их читает. Проблемы большинства людей – схожи. Помню, как один итальянский психолог в своем выступлении на конференции сказал о том, что есть локомотив, который везет состав, наполненный типичными психологическими проблемами. Он движется из эры в эру, из эпохи в эпоху, и в этом составе всего лишь пятнадцать вагонов. Всего пятнадцать! Но всё повторяется вновь и вновь.