сайт психолога Валерия Афанасьева
Валерий Афанасьев





ПО СЛЕДАМ НАШИХ ЭКСКУРСИЙ
БОЛГАРИЯ.
Искушение написать портрет...
Часть вторая


После смерти хана Крума властителем Болгарии стал его сын – хан Омуртаг, прозванный Великим. Его правление отмечено подписанием мирного договора с Византией и масштабным строительством на территории Болгарского царства, чему спокойствие, безусловно, способствовало. Отрицательной чертой тех лет было гонение на христиан со стороны болгарских властей, которые исповедовали язычество. Христианство рассматривалось ими как религия врагов, коими в сознании оставались византийцы. Но надо иметь в виду, что часть населения Болгарского царства, а именно фракийцы и южные славяне, не были пришлыми и давно находились под влиянием христианства византийского толка. Кстати, фракийцев в исторических трудах часто называют исчезнувшим народом. Позвольте высказать свое субъективное мнение или ощущение на этот счет. Действительно, в период передвижения этносов на Балканах часть фракийцев ушла на север. Но очень многие остались и претерпели процесс ассимиляции. Ведь это так естественно. Ни древние греки, ни древние римляне, ни византийцы никуда не исчезали. Они вступали в браки, жили на одной или соседних территориях и постепенно заимствовали черты и особенности друг друга. То же произошло и с фракийцами. Кстати, в Болгарии нередко можно встретить голубоглазых или сероглазых блондинов.

Верность язычеству соблюдалась и при двух последующих ханах: Маламире, младшем сыне Омуртага, а также Пресиане I, племяннике Маламира. Но в 852 году к власти пришел двадцатичетырехлетний хан Борис, сын Пресиана. Его правление длилось тридцать семь лет. С самого начала его преследовали неудачи. Поражения в различных военных конфликтах и, что самое неприятное, начавшийся голод. Хан Борис видел выход из создавшегося положения в расторжении мирного договора с Византией и нападении на империю в надежде извлечь материальные выгоды. На императорском троне в то время восседала императрица Феодора Блаженная, которой Борис сообщил о своих намерениях. На это Феодора ответила ему известным изречением: «Если ты восторжествуешь над женщиной, слава твоя не будет стоить ничего, но если тебя разобьет женщина, ты станешь посмешищем целого мира».

После таких слов хан изменил свои планы. Более того, он все чаще стал задумываться о требовании со стороны Византии христианизировать Болгарию. Он понимал, что это должно послужить на пользу Болгарскому царству. Болгария заключала все политические и торговые соглашения именно с христианскими странами. Хан Борис чувствовал, что язычество было серьезной помехой во внешней политике. В 865 году Борис был крещен под именем Михаила. В честь сына императрицы Феодоры. После крещения стал князем Борисом I Михаилом и ввел христианство в Болгарии в качестве государственной религии. Правда, без крови не обошлось. Через год князю Борису I Михаилу пришлось подавить бунт языческой знати. Среди убитых был и его сын.

Любопытно, что сначала Борис I Михаил подчинил болгарскую церковь Папе Николаю I, так как у князя были разногласия с Константинопольским патриархом Фотием I. Поскольку в то время христианская церковь была единой, этот шаг был вполне нормальным и оправданным. Через четыре года главой Константинопольской церкви стал патриарх Игнатий, и князь Борис I Михаил передал болгарскую церковь в его подчинение. В ответ новый патриарх предоставил болгарской епархии большую автономию.

Христианизация Болгарии принесла огромную пользу государству, которая выражалась в укреплении политических, торговых и культурных связей с разными регионами Византии. То, что принято называть «золотым веком» Болгарского государства, пришлось на годы правления царя Симеона Великого (893 – 927 гг.). После его смерти трон перешел Петру Первому (927 – 969 гг.). Правителей с этим именем было на земле, как известно, немало, но их судьбы сильно отличались друг от друга. Правление болгарского Петра было отмечено упадком и обнищанием Болгарии из-за военных конфликтов. Между Болгарией и Византией складывались странные отношения. Что-то вроде «вражда – любовь – вражда». Причем, в роли зачинщика того или иного состояния выступали по очереди обе стороны и с переменным успехом.

Порой кто-нибудь третий вступал в игру, осложняя и без того трудную ситуацию. Так в 968 году, за год до смерти Петра, князь Киевской Руси Святополк, который был на стороне Византии, захватил северо-восточную часть Болгарии. А через год, когда правителем Болгарии стал царь Борис II, Святополк неожиданно перешел на его сторону. Однако, Византия, собрав силы, нанесла удар обоим: вытеснила Святополка из Болгарского царства и одержала победу над восточными болгарами. Последующие сорок девять лет западная часть Болгарии с большим трудом пыталась удержать свои земли, но эта борьба не увенчалась успехом. В 1018 году Первое Болгарское царство пало и стало провинцией Византии. Вплоть до 1185 года.

Независимость Болгарии была утрачена. Но жизнь продолжалась и была насыщена глубоким проникновением византийской культуры в болгарскую среду. Прежде всего, речь идет о христианской архитектуре, мозаике и иконописи. Культура теснейшим образом связана с религией. Она исходит из неё. Классические древнегреческие и древнеримские храмы, скульптурные изображения богов – это ответ на запрос со стороны языческой веры. Христианские базилики, церкви, их мозаичное убранство, фрески, иконы являются подтверждением веры в Иисуса Христа. В иудаизме, буддизме, исламе и т.д. есть свои примеры великолепных храмовых построек, их чарующего декора, уникальных книг и многого другого. Византийское искусство, пришедшее в Болгарию, было сосредоточено на духовных истинах и библейских сюжетах. Именно это пришло и в русскую культуру после крещения Руси киевским князем Владимиром Святославичем в 988 году. И крещена она была, как и Болгария, «от Византии».

Византийское искусство стало продолжателем греко-римского наследия и в то же время вобрало в себя опыт Востока. Результат такого соединения оказался превосходным. Вот лишь несколько примеров мировых шедевров византийской архитектуры: уже упомянутый собор Святой Софии в Константинополе, собор Святого Марка в Венеции, собор Василия Блаженного в Москве, Софийский собор в Великом Новгороде, Софийский собор в Киеве. Не могу не упомянуть превосходного мозаичного убранства кафедрального собора маленького сицилийского города Монреале, расположенного под Палермо. Сто тридцать мозаик площадью около 10000 квадратных метров являются одним из самых крупных мозаичных циклов мира. Мозаики на темы Ветхого и Нового Завета покрывают все внутренние стены собора, построенного в честь Рождества Пресвятой Богородицы в XII веке. Над мозаичным убранством трудились мастера из Константинополя и местные сицилийские мозаисты. Сицилия была частью Византийской империи. Сицилийская культура и искусство вобрали в себя лучшее, что было в Византии. В 2015 году собор внесен ЮНЕСКО в список объектов всемирного культурного наследия.

В Болгарии ярким примером византийского искусства служит небольшой город Несебр, а вернее, его старая часть, которая находится под охраной ЮНЕСКО и наделена статусом музея под открытым небом. Выше я уже упоминала о Несебре как о древнегреческом полисе Месембрия, основанном колонистами, в котором, правда, не осталось следов эллинистической архитектуры. Несебр – это Византия. Хотя, по словам его коренных жителей, они ощущают пусть и невидимую, но неразрывную связь с эллинами – древними греками.

Раньше на этом маленьком островке, соединенном узким перешейком с новой частью города, находились сорок церквей, из которых до нашего времени дошли десять. Город пострадал от землетрясения 1913 года. Говорят, что примерно сорок процентов городского пространства ушло под воду. Но ценность того, что осталось, действительно велика. Церкви – небольшие. Некоторые из них появились здесь еще в V веке. Они сложены из кирпича и камня. Кирпичная кладка напоминает древнеримскую, но ряды архитектурных арочных элементов на фасадах – это уже яркое восточное звучание. Нередко можно заметить мозаичную инкрустацию, которой, словно, оторочены ряды арок.

Церковь Святой Софии, которую также называют Старой Митрополитской, относится к V веку. По масштабам маленького Несебра, она почти что грандиозная. Кстати, есть предположения, что на этом месте у древних греков располагался храм Аполлона. Если это действительно так, нет ничего удивительного, что от храма ничего не осталось. Для византийцев, убежденных христиан, классическая языческая архитектура являлась «неправедным» явлением, ересью, которую следовало уничтожить. Что они и делали, так как мрамор или известняк был хорошим строительным материалом. То, что дошло до нас от Святой Софии, относится к IX веку, как раз ко времени Первого Болгарского царства. Позднее, в 1257 году, церковь была ограблена венецианцами. Они вывезли из нее немало религиозных сокровищ в Венецию, в церковь Сан Сальваторе. К сожалению, представители Венецианской республики нередко занимались подобными непристойными делами в разных частях Европы, используя якобы благопристойные предлоги. Так, например, выкрали из гробницы в Александрии мощи Святого Марка, евангелиста, проповедовавшего христианство там, где впоследствии возникла Венеция. Так что увели мощи «домой». Заинтересовались венецианцы и мощами Святого Николая, что покоились в земле современной Турции, но их опередили представители города Бари, который расположен в южной части нынешней Италии. Правда, малая толика мощей Святого Николая им всё же досталась.

Обращает на себя внимание в Несебре и церковь Святого Иоанна Крестителя. Она построена в X веке и довольно хорошо сохранилась. Её форма и архитектурная композиция, словно, уводят за собой в византийский мир, воспевавший далекое прошлое. Иоанн Креститель, двоюродный брат Иисуса Христа, первым из христианских проповедников принял мученическую смерть. По приказу иудейского царя Ирода Антипа он был обезглавлен. Так он стал первым христианским святым. И вот летом 2010 года археологи обнаружили ковчежец с мощами Иоанна Крестителя на маленьком необитаемом островке Святого Ивана вблизи города Созополь. О нём шла речь выше. Помните? Две бывшие древнегреческие колонии Несебр и Созополь, что по сей день смотрят друг на друга, находясь на противоположных берегах Бургасского залива. В 2011 году мощи были перенесены в храм Кирилла и Мефодия, центральный храм Созополя. Так что церковь Иоанна Крестителя – в Несебре, а мощи святого – в Созополе. Связь времени и пространства подчас удивляет и даже завораживает. Внутреннее убранство церкви – это, прежде всего, фрески XIV века. Эту церковь отличает и прекрасная акустика, так как во время строительства именно с этой целью в стены замуровали глиняные кувшины. Двери церкви открываются только в период проведения выставок.

В центре Несебра находится церковь Христа Пантократора, то есть Вседержителя. Она относится к XIII – XIV векам. Как всегда, ряды каменной и кирпичной кладки – это настоящие узоры. Фасад украшен инкрустацией из керамики, мозаики и изразцов. Во внутреннем убранстве обращают на себя внимание фрески. Церковь Христа Пантократора справедливо считается одной из самых красивых византийских церквей Болгарии.

Говоря о красоте христианской архитектуры, унаследованной от Византии, нужно обратиться и к прекрасному комплексу Рильского монастыря, который расположен в ста семнадцати километрах от Софии в ущелье Рильских гор на высоте 1147 метров над уровнем моря. В 1983 году он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Монастырь был основан в конце X века преподобным Иоанном Рильским и до сих пор носит его имя. Главная монастырская церковь и другие строения, которые мы видим сейчас, относятся к XIII – XIV веку. Кирпичная кладка, ажурные арки над легкой колоннадой, сочетание красного и белого цветов создают ощущение радости и праздничности. Во внутреннем убранстве главной церкви Рильского монастыря обращают на себя внимание замечательные росписи.

Монастырю пришлось пережить землетрясение, пожар и другие беды, но благодаря серьезному труду реставраторов, он остается прекрасным примером византийского зодчества. Рильский монастырь – действующий. Это мужской монастырь. С 1991 года монастырь подчиняется Священному Синоду Болгарской церкви. Надо сказать, что в мае 2002 года папа Иоанн Павел II посетил этот всемирно известный православный монастырь во время своего паломничества в Болгарию.

К монастырю ведет красивая извилистая горная дорога, окруженная скалами. Большинство из них покрыто густыми буковыми и сосновыми лесами. А часть – оголена и указывает на свой суровый нрав. Неожиданно блеснёт излучина бурлящей горной речки, чтобы тут же скрыться за поворотом.

В некоторых местах внизу в ущелье можно заметить симпатичный коттедж, расположенный на ухоженной территории. Аккуратно скощенный изумрудный газон и садовые кусты. Как и во многих южных краях, в Болгарии есть любители горных дач, позволяющих укрыться от летней жары и отпраздновать Рождество под заснеженными елями.

Эта дорога, как и другие, дает понять, что жизнь есть везде. Так, например, мы оказались в ситуации, столь обыденной для этих мест. Машинам пришлось остановиться, так как впереди шла отара овец. Пастух вёл под уздцы лошадь, и, конечно, замыкала шествие собака. Сцена напоминала полотна французских живописцев восемнадцатого века. И было удивительно, как спокойно и весьма скоро всё упорядочилось. Собака по-деловому сначала быстро прошлась по одному краю дороги. А затем – и по противоположному, в результате чего овцы выстроились в две линии. Лошадь и пастух тоже заняли должную позицию. И машины продолжили свой путь.

А через какое-то время на дороге возникла совсем иная картина. Очень современная. Промышленные альпинисты – строители укрепляли часть оголенной скалы завезенными бетонными плитами. Впечатлил размер стальных штырей, соединявших плиты со скалой. А над искусственной бетонной защитой альпинисты прикрепляли к скале металлические сетки. Машины медленно двигались по одной дорожной полосе, с правой стороны которой коллеги тех, кто был занят работой, готовили ароматные куски мяса на большом гриле. Затем дорога продолжила свой извилистый путь к монастырю.

На протяжении всей своей жизни Рильский монастырь был и остается хранителем болгарской культуры, языка, письменности. В монастырской библиотеке находятся книги, собиравшиеся в течение многих веков. Её гордость – двести пятьдесят рукописных книг. Есть и редкость в виде нескольких рукописных глаголических листков. Как известно, в IX веке византийские монахи Кирилл и Мефодий создали старославянскую азбуку и церковнославянский язык. Первоначальная азбука, глаголица, впоследствии не без помощи верных учеников обрела форму кириллицы. Кирилл и Мефодий причислены к лику святых и почитаются как в православной, так и католической церкви. Кстати, Кирилл умер в Риме и похоронен в церкви Святого Климента – папы Римского, чьи мощи Кирилл и Мефодий обнаружили во время одной из своих экспедиций.

В православной церкви этих святых почитают в даты их смерти: Кирилла - 14 февраля, а Мефодия – 6 апреля. Это по современному, то есть Григорианскому, календарю. По старому стилю – плюс тринадцать дней, по крайней мере, в этом веке. В католической церкви обоих святых почитают в один день – 14 февраля. Но все мы знаем, что есть еще и праздник славянской письменности. В Болгарии, Северной Македонии и России он отмечается 24 мая. Следует сказать, что болгарский язык в основе своей находится ближе к старославянскому. В нем нет падежей. Когда-то их не было и в русском языке, хотя сейчас нам трудно это представить.

В Рильском монастыре есть свой музей. В нем хранится тридцать пять тысяч экспонатов. Особое место в этой коллекции занимает «Крест Рафаила», который является примером великолепной резьбы по дереву. Монах Рильского монастыря Рафаил создал уникальную композицию, украсив крест ста четырьмя религиозными сюжетами и шестьюстами пятьюдесятью миниатюрными фигурами. Эта уникальная, кропотливая работа продолжалась двенадцать лет и была закончена в 1802 году. К сожалению, монах полностью потерял зрение. Конечно, славится монастырский музей и собранием икон.

Византийская иконопись на деревянных досках – это феноменальное начало развития живописи как таковой. С одной стороны, в чем-то примитивный подход к изображению, а с другой – глубина, неподдающаяся осмыслению даже по прошествии стольких веков. Византийские иконописцы создавали творения, становившиеся шедеврами. Манера и стилистика византийской иконописи постепенно проникала в разные христианские страны, где мастера из Византии подчас работали рядом с местными иконописцами. Сразу возникает ассоциация – Андрей Рублев и византиец Феофан Грек. Наверное, можно было бы привести немало других примеров, но, поскольку «рукой иконописца движет Бог», многие имена остались неизвестными.

При желании увидеть икону, чрезвычайно близкую к византийской, по возвращении в Россию, стоит прийти в Русский музей. В первом зале отдела иконографии выставлена знаменитая икона «Ангел златые власы» (XII век). Ряд специалистов приписывает ее византийскому мастеру. Большинство исследователей считает, что икона написана мастером Новгородской иконописной школы. Так или иначе, эта икона обладает очень сильным византийским посылом и даже характером. На ней изображен Архангел Гавриил, известивший Деву Марию о том, что она станет матерью Иисуса Христа. Поскольку в волосах архангела сверкают золотые нити, икона получила столь необычное название. Миндалевидные глаза ангела подобны чарующей мелодии Востока, в которой сочетаются и радость, и томление, и боль.

Византийская культура унаследовала богатые античные традиции и в то же время, в силу географического положения империи, оказалась открытой для проникновения культурного наследия Востока. Слияние двух течений – западного и восточного – сделало культуру Византии особенной, непохожей на другие. И это, безусловно, сыграло свою положительную роль для дальнейшего развития Болгарии. Но стремление болгар к независимости было таким острым, что вооруженные восстания не утихали. Самое мощное из них было организовано боярами – братьями Петром и Иваном Асенями – в 1185 году. В результате победы Болгария после двухвекового византийского владычества вновь стала свободным царством. А братья Асени основали новую царскую династию, которая правила в течение века.

Так называемое Второе Болгарское царство просуществовало с 1185 по 1396 год. Иногда это царство называют «Тырновским» по имени столицы – Тырново ( сейчас – это Велико Тырново). На трон взошел царь Асень I. Свершилось и еще одно важное событие. Болгарская православная церковь стала автокефальной, то есть независимой от Константинополя. Она вышла из-под его юрисдикции и сама стала выбирать своего главу. Кстати, Русская православная церковь официально получила от константинопольской патриархии право избирать собственного патриарха, то есть стала автокефальной, в 1589 году при царе Федоре Иоанновиче, третьем сыне Ивана Грозного.

С установлением Второго царства Болгария расширила торговые связи. Страна стала чеканить собственную монету. Были в ходу также византийские и венецианские деньги. На внешний рынок Болгария поставляла продовольствие, а также кожу, меха и воск. Тогда это считалось ценным сырьем. Росли и ширились болгарские города, представлявшие собой надежные крепости, которые отличались прекрасной византийской архитектурой.

На троне Второго царства восседало немало правителей, которые сменяли друг друга. Особое место в этом ряду занимает царь Иван Асен II. Он правил с 1221 по 1241 год.

Этот болгарский владыка был воинственным, могущественным и в то же самое время гуманным. Вплоть до того, что после победных сражений он отпускал пленных по домам. Кстати, Иван Асень II приложил много усилий к тому, чтобы Болгария жила в атмосфере мира. Он был искусным дипломатом и старался избегать конфликтных ситуаций. И надо сказать, что это ему удавалось. Подобное качество царя ценили не только его подданные, но и соседние государства. Именно Иван Асень II сумел получить от константинопольской, то есть главной православной церкви право на патриархию. Первым патриархом во Втором царстве стал архиепископ Тырново Иоаким. Царь Иван Асень II скончался в 1241 году. После него в истории Болгарии не было столь блистательных и мудрых правителей.

Правда, было бы несправедливым умолчать о болгарском царе Иване Александре, который правил с 1331 по 1371 год. В решении трудных проблем, стоявших перед Болгарией, он был достаточно успешен. Его также отличало умение использовать мирную дипломатию. Благодаря такой политике он даровал Болгарии десять мирных лет, в течение которых уделил большое внимание развитию наук и искусства. Но ему не повезло. Болгария, а также Балканский полуостров и Византия стали подвергаться набегам со стороны османских турок. Царю Ивану Александру на протяжении какого-то времени удавалось поддерживать с ними более или менее хорошие отношения. Но в 1371 году царя не стало, и османы приступили к завоеванию Второго Болгарского царства, а также других территорий Балканского полуострова.

Но прежде, позвольте сказать несколько слов об османах. Турки османы – это выходцы из тюрко-язычного племени «кайы», во главе которого стоял правитель по имени Осман. В 1299 году он добился статуса султана. По традиции султанатов интронизация Османа I сопровождалась так называемым опоясыванием мечом. Он играл ту же роль, что и корона западного правителя, которую надевали во время коронации. Меч Османа I сохранился. В настоящее время он находится в Стамбуле в музее Топкапы. Специалисты считают, что внешне этот меч напоминает один из мечей пророка Мухаммеда.

Став султаном, Осман I постепенно начал завоевывать одну область Византии за другой. Есть немало легенд о сновидениях Османа I, в которых он видел себя правителем огромных территорий. И наяву ему почти всегда сопутствовала удача. Особенно после того, как этот язычник стал правоверным мусульманином и основателем династии Османов. Так родилось сначала Османское государство. А затем и Османская империя, которая просуществовала до 1921 года. До рождения империи Осман I не дожил. Он скончался в 1324 году.

Что касается царя Ивана Александра, о котором шла речь выше, ему пришлось иметь дело и договариваться с османским султаном Мурадом I, внуком Османа. Цель Мурада состояла в том, чтобы непрестанно расширять свои владения. Балканы были для него лакомым куском. Но там был непочатый край ратного труда, что требовало времени и сил. Вероятно, по этой причине Мурад I проявлял некоторую снисходительность в переговорах с болгарским царем. Со стороны султана это была политическая игра, которую он мог прекратить в любое удобное для него время. Точку в игре поставила смерть Ивана Александра. Именно в этот период, в семидесятые годы XIV века, Мурад успешно воевал против византийцев. Он добился того, что Византия превратилась в город-государство, отрезанный от внешнего мира. Ему уже принадлежала вся Малая Азия с её черноморским побережьем. При этом с огромной скоростью пополнялась казна султаната, чему способствовали грабежи и работорговля, в которых османы были «специалистами высокого класса». В восьмидесятые годы Мурад I начал серьезное наступление на Балканы. Решающая битва состоялась в июне 1389 года. Речь идет о знаменитой битве на Косовом поле, что вблизи от современной Приштины. У османов было тридцать тысяч воинов, а у их балканских противников – около двадцати тысяч. Потери были большими, причем, с обеих сторон. Мурад I погиб, но не на поле боя, а в своем шатре от руки сербского вельможи, сыгравшего роль якобы перебежчика. После этого он, естественно, был казнен. До победного конца битву довел Баязид, сын Мурада I. В результате, османские владения настолько увеличились, что государство османов превратилось в могущественную и устрашающую империю, которую возглавил султан Баязид I.

Таким образом, Болгария была покорена, что означало конец Второго Болгарского царства. На первых порах она оказалась в статусе вассала. А в 1395 году стала рядовой османской провинцией. Население Болгарии вошло в состав многочисленных подданных Баязида I. Следует сказать, что у султана была традиция заселять завоеванные земли османами, увеличивая тем самым давление на местных жителей. Началось османское иго, длившееся пять долгих веков, в течение которых на долю болгар выпало много горя и испытаний.

Правление Баязида I было непростым. Его называли «стремительным», так как он был очень скор в вопросе передвижения войск. Но дело было не только в этом. По словам шотландского историка, востоковеда, лорда Кинросса, который специализировался на истории Османской империи, Баязида отличали импульсивность, торопливость, непредсказуемость и неосмотрительность. Он, безусловно, был талантливым полководцем и умел организовать свое воинство. Из тринадцати крупных сражений Баязид проиграл лишь одно. Но в то же время его импульсивность, неумение или нежелание взвешивать свои слова, поступки и анализировать связанные с ними возможные последствия грозили большой опасностью не только для него, но и для его подданных. Беда не заставила себя долго ждать.

Ход истории столкнул Баязида I с Тимуром (Тамерланом), среднеазиатским, тюрко-монгольским военачальником и завоевателем, который основал империю Тимуридов со столицей в Самарканде. Кстати, в исторических исследованиях и документах чаще употребляется имя Тамерлан, что в переводе с тюркского языка означает «Хромой Тимур». Это, конечно, звучит не очень корректно, но Тимур действительно хромал. Однако, в иностранных, по отношению к тюркскому, языках этот смысл теряется, и имя Тамерлан весьма благозвучно.

О Тамерлане можно было бы говорить много и долго, но за этим стоит риск уйти в сторону от основного рассказа. Следует отметить, что круг его завоеваний и направления военных походов обширны и велики. Это и так называемая Передняя Азия, и Индия, и земли Золотой Орды, и поход на Москву, и на Балканы. Тамерлан отправился даже в Китай, но в пути его настигла смерть. Нас же интересуют Балканы. Тамерлана, этого Великого эмира, явно интересовала Османская империя и её правитель Баязид I. Тем более, что у обоих был общий враг в лице хана Тохтамыша. Будучи расчетливым и предусмотрительным, Тамерлан в 1395 году решил заключить соглашение с Баязидом о совместных действиях против хана Тохтамыша. Но почему-то Баязид ответил на вежливые, полные дипломатии письма Тамерлана грубо и уничижительно, хотя никаких предпосылок для этого не было.

Результатом такой неосмотрительности со стороны Баязида стал военный конфликт, пик которого пришелся на конец июля 1402 года. Это была битва под Анкарой, в которой армия Баязида была разбита, а сам он попал в плен к Тамерлану. Так что единственное поражение Баязида стало фатальным. Он умер в плену 8 марта 1403 года. Смерть не была насильственной. Тамерлан не на много пережил Баязида. Великий эмир скончался почти через два года, 18 февраля. Его останки покоятся в Самарканде в мавзолее Гур Эмир. Это поистине великолепное архитектурное творение Востока.

Кстати, в центральной части Санкт – Петербурга, на Петроградской стороне, вблизи набережной Невы и Троицкого моста, находится действующая Соборная мечеть, торжественно открытая в феврале 1913 года. С официальной точки зрения архитектура мечети относится к так называемому северному модерну. Но весь ее облик очень напоминает мавзолей Гур Эмир.

Столкновение Баязида с Тамерланом обернулось большими потерями. Вот так две личности в угоду своих амбиций, страстей, неуемной жажды властвовать, повелевать той или иной частью света бросили в адский котел бойни, смертей и страданий десятки тысяч людей, лишив их возможности мирно жить, трудиться, обустраивать свой быт, то есть быть творцами своих судеб. То же было и до этих жестоких властителей, то же было и после них. Только жертвы исчислялись уже в миллионах…

Поражение Баязида I привело к распаду Османской империи, так как Тамерлан поделил её земли между тремя сыновьями Баязида. Они довольно скоро начали не только соперничать, но и враждовать друг с другом, что, естественно, ослабляло прежде сильную и мощную империю. Для Балканского полуострова, для Болгарии это могло бы стать возможностью освободиться от власти османов, но у них не было на это никаких сил. А в 1413 году период раздробленности Османской империи завершился, так как верх в «братской вражде» одержал один из трех сыновей Баязида. Имя его – Мехмед. Он стал султаном Мехмедом I.

У Болгарии и других балканских стран была еще одна возможность освободиться от османов. Речь идет о крестовых походах против османов, которые в 1443 и 1444 годах возглавил польский король Владислав III. Конечно, это влекло за собой битвы, кровь, смерти, но в то же время давало надежду на свободу. В первом походе крестоносцы заняли Софию и горные перевалы. Но им пришлось отступить из-за суровой зимы. Во втором походе крестоносцам удалось освободить почти всю северную Болгарию и дойти до Варны. Но в ноябре 1444 года началась битва польских и венгерских крестоносцев против османской армии. Король Владислав III в этой битве погиб. Крестоносцы потерпели сокрушительное поражение.

Османы набирали силу, и 29 мая 1453 года они захватили Константинополь. В тот день пала Византийская империя. Она, как говорилось выше, уже давно сжалась и находилась в пределах крепостных константинопольских стен. В бывшей византийской столице от миллиона ее жителей осталось лишь пятьдесят тысяч. Но Константинополь, символ Византии, был колыбелью, родиной восточной ветви христианской религии – православия. При взятии Константинополя возглавлял османское войско султан Мехмед II. Во главе обороны города был последний византийский император Константин XI Драгаш из династии Палеологов. Шел четвертый год его нелегкого правления, завершившегося безнадежной попыткой отстоять Константинополь. Осада города османами длилась почти два месяца. 24 мая, за пять дней до падения византийской столицы, произошло лунное затмение. Для осажденных жителей это было очень плохим предзнаменованием. Всё решила ожесточенная битва, в которой погиб император Константин XI. Ему было сорок восемь лет. Захваченный османами Константинополь получил новое имя – Стамбул. Он оставался столицей Османской империи вплоть до её окончательного распада после Первой мировой войны. Любопытно отметить, что именно в 1453 году утратил свою свободу болгарский, и такой византийский в смысле архитектуры, город Несебр, о котором речь шла выше. Он оказался под османами на пятьдесят семь лет позже, нежели остальные города Болгарии.

Что касается султана Мехмеда II, он считал себя преемником византийского императора и на этом основании присвоил титул «Цезарь Рима», который принадлежал каждому последующему султану вплоть до окончания Первой мировой войны. После обнаружения трупа императора Константина XI новоявленный Цезарь Рима велел водрузить его голову на колонну, которая находилась на форуме Августа. Тем не менее, константинопольские христиане сумели захоронить останки императора со всеми полагавшимися почестями. Неординарным оказалось решение Мехмеда II в отношении проживавших в Константинополе греков. Султан предоставил им право иметь собственную самоуправлявшуюся общину внутри империи. Возглавлять ее надлежало Константинопольскому Патриарху, на которого возлагалась полная ответственность перед султаном.

Несколько слов о династии Палеологов, которая правила Византией с 1261 до 1453 года и оказалась, соответственно, последней. За это время на византийском троне побывало одиннадцать императоров, включая Константина XI. Специалисты называют почти двухсотлетнюю эпоху их правления «Палеологовским Ренессансом». Это был подлинный расцвет в области науки и искусства. Византийская архитектура, живопись, литература приобретали особые и изысканные формы выражения. Навсегда уходя со сцены в середине пятнадцатого века, блистательная Византия Палеологов, словно, передавала свое наследие Итальянскому Возрождению.

Судьба сложилась таким образом, что Византия этого периода оказала влияние и на Россию. Это связано с семьей последнего императора Константина XI. После его смерти наследником уже не существовавшего престола был признан его младший брат Фома Палеолог. Такое признание он получил в Риме, где проживал с семьей после падения Византии при дворе Папы Сикста IV, заказчика Сикстинской капеллы. То, что семья оказалась в Риме, не удивительно, так как Византия – это Восточная Римская империя. И ещё. Надеясь найти защиту и поддержку Рима в обстановке османского натиска, византийские правители склонялись к образованию унии, то есть объединения, обеих христианских ветвей – католицизма и православия.

У Фомы Палеолога было трое детей: дочь София и двое сыновей – Андрей и Мануил. Очень скоро дети остались полными сиротами. Перед смертью родителей вся семья приняла католицизм. Наследником византийской короны стал Андрей. Но будучи безответственным и даже бесшабашным, он торговал своей короной, потерял всё и умер в бедности. Мануил вернулся на родину и поступил на службу к османам, к Баязиду II, приняв ислам.

Опекуном Софии стал кардинал Виссарион Никейский, сторонник унии. Юную принцессу неоднократно представляли в качестве невесты. И вот в 1467 году овдовел русский царь Иван III, которому начали подыскивать новую супругу. Два года спустя прибыл специальный посланник из Рима с портретом Софии Палеолог. А 24 июня 1472 году византийская принцесса отправилась в длинное путешествие в Москву в сопровождении своего опекуна Виссариона Никейского. В невесты Софию предложил Папа Павел II, безусловно, в надежде на сближение двух христианских церквей и даже на унию. О том, что принцесса София была католичкой, предусмотрительно решили умолчать.

Кортеж Софии Палеолог прибыл в Москву 12 ноября того же года. Кстати, во время своего путешествия София приняла решение вернуться в православие, то есть в веру своих предков, разрушив тем самым планы Ватикана. В тот же день состоялось венчание Ивана III и Софии Палеолог во временной церкви пострадавшего от пожара Успенского собора Московского Кремля.

Византийская принцесса прибыла с огромным приданым, в котором находились замечательные иконы, великолепная церковная утварь, очень большое количество книг. Позднее они вошли в личную библиотеку ее внука, русского царя Ивана IV, Грозного. К сожалению, библиотека бесследно исчезла, и современные исследователи уже второе столетие пытаются её разыскать. В приданом Софии был и герб династии Палеологов – двуглавый орел со скипетром и державой, увенчанный короной. Большая часть специалистов считает, что именно он стал гербом России. На груди орла появилось изображение Святого Георгия, прежнего российского герба.

После заключения этого брака по указу царя из Западной Европы были вызваны зодчие и художники для украшения Москвы. Воздвигались новые храмы и дворцы. Итальянец Аристотель Фьораванти стал автором нового Успенского собора Кремля. Были построены кремлевские башни, Грановитая палата, Теремной дворец, Архангельский собор Кремля. Москва стала называться Третьим Римом. В государстве был введен византийский обычай «смотр невест». Брак русского царя и византийской принцессы оказался счастливым. У них было большое потомство. И уж если венценосные супруги не умерли в один день, разлука их была недолгой. Весной 1503 года скончалась София Палеолог, а осенью 1505 года ушел из жизни Иван III.

Но вернемся в Болгарию. После полного завоевания османами она исчезла с географической карты как отдельное государство. С конца XIV и почти до конца XIX века Болгария переживала тяжелый период османского владычества. А это без малого пять столетий. О геноциде речь не шла. Болгары продолжали жить, но они находились в подчинении Османской империи, султана, его наместников, османской элиты, бесчисленных чиновников и мусульманских законов. На первых порах османы проявляли жестокость, уничтожили ряд христианских монастырей и церквей, насильно обращали жителей в мусульманскую веру. Но постепенно жизнь вошла в свое русло, и давление со стороны османов приняло рутинный характер.

Обременительной для всего населения была система налогов, которых было слишком много. Причем, поборы с христиан были выше, нежели с мусульман. Это приводило к добровольному обращению части болгарского населения в мусульманскую веру. Налогами облагалось всё. Прежде всего, земля. Следует заметить, что болгары не лишались земельной собственности, но платили за неё налог. Налогообложению подлежали сельскохозяйственная утварь, мельницы, выращиваемые фрукты и овощи, живность, ульи, мед, вино, бочки и многое другое. Был и еще один очень тяжелый налог. Он назывался «девширме», то есть «налог кровью». Османы забирали из болгарских семей самых здоровых и сильных мальчиков для того, чтобы обратить их в ислам и подготовить к службе в янычарском корпусе – регулярной пехоте вооруженных сил Османской империи.

Что касается болгарских девушек, не следует полагать, что все они оказались в османских гаремах. В них по большей части свозились мусульманки с африканского севера. Тем не менее, случалось всякое. Так на мысе Калиакра (я говорила о нем в первой части), что вознесся на семьдесят метров над уровнем моря, стоит напоминающая обелиск скульптурная группа, которая повествует о трагической истории. Сорок девушек связали между собой косы друг друга и одновременно бросились в море, чтобы не попасть в османский гарем.

Страдали болгары и от юридической дискриминации. При рассмотрении какого-либо судебного дела виновным всегда оказывался христианин. Помимо этого, действовал целый ряд запретов. Был период, когда болгарским христианам нельзя было носить цветную одежду и следовало одеваться только во что-нибудь темное. Запрещалось иметь какое-либо оружие. Нельзя было ездить верхом: лошадь можно было только везти под уздцы. Болгары обносили свои дворы высокими стенами, чтобы османы не заметили красивых женщин в той или иной семье. Красивыми могли считаться только османские жены, дочери и сестры.

В период Османского ига строительство христианских церквей в Болгарии, конечно, резко сократилось, хотя оно не запрещалось. Но в случае постройки церкви, нужно было соблюсти непременное условие. Ей надлежало быть маленькой и не превышать фигуры османского всадника, проезжавшего по улице. Надо сказать, что в Созополе есть чудная церковь, почти утопленная в уютном зеленом дворике-колодце. С улицы за каменным забором видна лишь черепичная крыша, до которой можно дотронуться рукой. Это церковь Пресвятой Богородицы. Она построена в XV веке.

Интерьер церкви представляет собой прекрасный пример резьбы по дереву. Это и стены, и колонны, и прекрасный резной иконостас. Часть икон, к сожалению, была утрачена. Эта маленькая церковь тоже находится под защитой ЮНЕСКО. В Созополе до Османского ига было двадцать восемь христианских храмов, а осталось лишь несколько. В этом городе османы в начале своего владычества проявили беспощадность по отношению к реликвиям христиан.

Надо сказать, что такой феномен, как иго, способен отбросить бывшее свободное государство, нацию на столетия назад в их развитии. Нет сомнения, что в определенной степени это относится и к Болгарии. Вместо того, чтобы увеличивать рост производительных сил, равняясь на достаточно близкие княжества и города италийского полуострова, а также западные королевства, болгары были вынуждены оставаться в навязанных им османских «рамках». Уже хорошо то, что они сумели сохранить свою культуру, язык, письменность. Огромная в этом заслуга принадлежит болгарским монастырям.

России, а лучше сказать Руси, тоже пришлось испытать на себе тяготы ига – монголо-татарского. Кстати, с 2013 года этот исторический этап принято называть Ордынским владычеством. Оно продолжалось более двух с половиной веков. Хочу привести пример лишь одного из последствий такого гнёта. Из русской национальной памяти полностью исчезло умение производить смальту для мозаичного убранства христианских церквей, унаследованное в свое время от византийской культуры. Мозаика как искусство возродилась в России только в XVIII веке благодаря исследованиям Михаила Васильевича Ломоносова. И первые работы из мозаики были сделаны этим великим ученым. В Русском Музее Санкт – Петербурга выставлены прекрасные мозаичные портреты императрицы Елизаветы, дочери Петра I, и Екатерины II, выполненные Ломоносовым.

Османское иго, тем более такое затяжное, не могло не вызывать протестного движения в Болгарии. В различных частях этой османской провинции организовывались партизанские отряды. Их участники назывались гайдуками. Периодически вспыхивали восстания, которые османы жестоко подавляли. Но дух болгарского сопротивления не исчезал. И в конце XVIII и, особенно, на протяжении XIX века у болгарской нации стал проявляться с одной стороны интерес к своей истории, к своему прошлому, а с другой – к поиску новых форм в искусстве и культуре, включая культуру быта. В «коллективном бессознательном» болгарского народа включился определенный сигнал, который повлек за собой пробуждение и стремление к национальному самосознанию. Это не общие слова. Люди, словно, задались вопросом о том, кто они, что же с ними происходит, и как долго это еще будет продолжаться. Постепенно в Болгарии стали появляться светские школы, читальные залы, начали печататься учебные пособия, газеты и журналы на родном языке. Сначала их издавали в Румынии и Австро-Венгрии, а позднее – непосредственно в Османской империи. Это относится к периоду некоторых реформ, проведенных османами. Появились даже болгарские любительские театры.

И по велению времени сразу обозначились фигуры деятелей культуры: философы, публицисты, историки, писатели, поэты, борцы за независимость болгарской церкви. Многие из них стали на путь революционной борьбы. В условиях ига вариант договоренностей и компромиссов представлялся маловероятным. За свободу болгарам нужно было бороться, и за этим стояли вооруженные столкновения и тайная организация насильственных актов в отношении угнетателей. Одним словом, революция и все связанные с ней конфликты. А это значит – кровь и гибель людей.

Без сомнения, самой главной фигурой борьбы за национальное освобождение Болгарии был Васил Левский.

В каждом городе, даже самом маленьком, обязательно есть улица, которая носит его имя. Культурные центры, учебные заведения, библиотеки и т.д. также названы в его честь. Он родился в 1840 году и ушел из жизни, когда ему было всего тридцать два года, не дожив нескольких лет до освобождения Болгарии. Был казнен османами через повешение. В прошлом монах, Васил Левский покинул монастырь и отдался революционной борьбе, не отрекаясь от веры и считая себя мирским диаконом Василем. Кстати, Левский (от слова «лев») – это один из его псевдонимов, который слился с самой личностью. Васил действительно отличался мужеством и отвагой, которую проявлял в боях с османами. Но есть и еще одна версия появления такой фамилии. В юности на спор с товарищами он перепрыгнул через широкий и небезопасный овраг.

В конце шестидесятых годов Васил Левский принял непростое решение приступить к подготовке болгар к всеобщему восстанию. С этой целью он объехал всю Болгарию. Везде, где это было возможно, он выступал на тайных собраниях. Принял прямое участие в создании Болгарского Центрального Революционного комитета, который, конечно, был нелегальным. Не чужды для Васила Левского были и вооруженные, практически, террористические акции, направленные против османов. Одна из них и стала причиной его казни. Большая вооруженная группа была задержана при налете на османскую почту. Части налетчиков удалось бежать. Скрылся и Левский. Ушел в Румынию. А во время возвращения попал в руки полицейских, которые вообще не поняли, кого они задержали, так как повели его на опознание. Видимо, показался подозрительным. При опознании всё выяснилось. Его предали суду. Получить от него какую-либо информацию о революционных комитетах османские судьи не смогли. Васил Левский воспользовался правом, которое султан предоставил христианам – не свидетельствовать друг против друга. Василу Левскому был вынесен смертный приговор, утвержденный султаном. Апостол свободы, как его называли, был повешен в пригороде Софии. Теперь это место находится в самом центре болгарской столицы, рядом с университетом.

Вторым по степени важности национальным героем Болгарии является Христо Ботев – поэт и революционер.

Он родился в 1847 году. Еще в гимназии молодой человек решил посвятить себя революционно-демократическому движению. Так сложилась судьба Христо Ботева, что он оказался студентом Новороссийского университета в Одессе – одного из двенадцати императорских университетов Российской империи. Этот болгарский эмигрант зачитывался статьями Белинского, Герцена, Добролюбова, Писарева. Он разделял их взгляды. Он был сродни образу Инсарова в романе Тургенева «Накануне». Христо Ботев изучал произведения Карла Маркса и даже считал себя марксистом. Однако, многие исследователи относят его к анархистскому движению. Между прочим, Ботев имел личное знакомство с известным русским анархистом Сергеем Нечаевым, который был организатором и лидером «Общества народной расправы», а также автором его беспощадного устава – «Катехизиса революционера». Это о Нечаеве, «нечаявцах» и «нечаявщине» роман Ф.М.Достоевского «Бесы». Надо сказать, что Христо Ботев был активным распространителем «Катехизиса революционера», написанного Нечаевым в 1869 году.

Когда Христо Ботеву минуло двадцать, он вернулся в Болгарию и в своем небольшом городе на празднике в честь Кирилла и Мефодия выступил с антиосманской речью. После этого ему опять пришлось отправиться в эмиграцию, в Румынию. Там Ботев познакомился с Василом Левским. Вошел в Болгарский Центральный Революционный комитет. В 1871 году начал издавать газету «Слово болгарских эмигрантов». Есть известные эмоциональные стихи, написанные на казнь Васила Левского. Их автор – Христо Ботев. После трагического ухода Левского Революционный комитет распался на две части. Одна – требовала безотлагательной вооруженной борьбы, другая – считала необходимой дополнительную подготовку к ней. Христо Ботев выступал за немедленное восстание.

Вот оно в 1876 году и началось. Вошло в историю как Апрельское восстание. У Христо Ботева не было военного опыта. А пришлось совместно с поручиком русской армии Николой Войновским руководить большим отрядом. Османы жесточайшим образом подавили это восстание. Христо Ботев был убит османским снайпером. Это случилось 20 мая 1876 года. Через два года после гибели Ботева Болгария стала независимой. Память о нем в Болгарии велика. Это и его поэзия. Это и памятники. Это и названия улиц, городов, горных пиков. И не только на родине, но и в других странах.

Из «четырех великих», как называют болгары своих самых известных участников революционно-освободительного движения, надо назвать и Георгия Раковски. Он был историком, этнографом, писателем, поэтом, публицистом и, конечно, революционером.

Он выступал за создание большого числа партизанских отрядов с целью вовлечь как можно больше болгар и других жителей Балканского полуострова в борьбу против османов. Раковский активно участвовал в партизанском движении и руководил в течение ряда лет разными отрядами гайдуков. В 1867 году он составил «Временный закон лесных народных отрядов», в котором указал на цель превращения их в централизованные воинские организации. Будучи прекрасным и страстным поэтом, Георгий Раковский написал много стихов, посвященных болгарским партизанам. Его поэма «Лесной спутник» - это настоящий гимн, воспевающий борьбу гайдуков против османских угнетателей. В начале октября 1867 года Георгий Раковский умер от туберкулеза. Ему было сорок шесть лет. Его именем названы улицы во многих болгарских городах и ряд учебных заведений.

Четвертым «великим» среди болгарских революционеров был Любен Каравелов. Первый болгарский профессиональный писатель, а также этнограф и публицист, он выступал вместе с Василом Левским и Христо Ботевым против гнета Османской империи.

Он не только входил в Болгарский центральный революционный комитет, но даже какое-то время был его председателем. Целью национальной революции он считал, как и Васил Левский, создание демократической республики. Для Каравелова идеалом политической системы была Швейцария. В ней он видел прекрасную модель для этнически пестрых Балкан. Любен Каравелов вместе с Христо Ботевым издавали газету «Независимость» и были постоянными авторами большого числа статей, отличавшихся высочайшим уровнем болгарского литературного языка. Это стало их ценным вкладом в возрождение и неуклонный рост болгарской культуры. Любен Каравелов, в отличие от своих товарищей по борьбе, дожил до обретения Болгарией независимости. Он умер в 1879 году в возрасте сорока пяти лет, в самом расцвете своего таланта.

Как это ни покажется странным, во время революционной борьбы и вооруженных столкновений, имело место национальное возрождение в области болгарской культуры и искусства. Конечно, не вооруженная борьба была тому причиной, а предчувствие свободы. И, возможно, культурный подъем даже был чуть впереди этого предчувствия. Он создавал особую атмосферу, наполненную более яркими формами, красками, звуками. Она прорывалась наружу в фольклоре, живописи и особенно архитектуре. В конце XVIII и на протяжении XIX столетия в городах пока еще порабощенной Болгарии появились великолепные образцы своеобразной архитектуры. Безусловно, без финансовых вливаний болгарских предпринимателей и купцов появление целого ряда архитектурных ансамблей было бы невозможным. Ярким примером архитектуры эпохи болгарского Возрождения является город Пловдив. Сохранившиеся с того времени дома носят имена их прежних хозяев и имеют свою историю. Теперь в них, как правило, располагаются музеи, культурные центры и выставочные залы. Некоторые из домов были реставрированы, а их интерьеры воссозданы по фотодокументам и архивным материалам. Эта архитектура, на мой взгляд, эклектична. В ней присутствуют элементы барокко, неоклассики, восточного и западного стилей, а также болгарского модерна. Но всё вместе наполнено светом, гармонией и жизнерадостными красками, в которых при желании можно угадать «мелодию» любви к жизни.

Болгары мечтали о свободе, о независимости своей родины и боролись за неё. Когда Апрельское болгарское восстание 1876 года было потоплено в крови, вся Европа содрогнулась от жестокости османов. Более сорока тысяч болгар были убиты. Среди них – много женщин и детей. Кроме болгар, против османского ига вели борьбу сербы и черногорцы. Балканский полуостров был охвачен пламенем революционно-освободительного движения. Но силы были неравными. Правда, Османская империя начинала, пусть и постепенно, сдавать свои позиции, что заметили и почувствовали в самодержавных верхах России. Тем не менее, русское правительство колебалось и сомневалось в необходимости вооруженной помощи Балканам. Со времен Петра Первого история России насчитывала столько военных конфликтов с турками, что для начала еще одного нужно было всё взвесить.

На «российских весах» были два важных фактора в пользу начала войны. Шел двадцать первый год правления российского императора Александра II. Он был реформатором и умел прислушиваться к общественному мнению. В России создавались славянофильские комитеты в защиту болгар и сербов. Было написано немало петиций и обращений об оказании помощи славянским народам на Балканах. Был и еще один важный фактор. Россия давно стремилась укрепиться на Балканском полуострове, чтобы осуществлять контроль над проливами Босфор и Дарданеллы.

В апреле 1877 года российский император Александр II объявил войну Османской империи, то есть Турции. Следует сказать, что он находился при действующей армии. Война должна была быть молниеносной. Но русская армия в первый период военных действий потерпела ряд неудач. Это касалось летнего перехода через Балканы. Но зимой ситуация резко изменилась. Русская армия, насчитывавшая 314 тысяч человек, пошла в наступление против османской, в которой состояло 183 тысячи. Переход русских воинов в тяжелейших условиях через Балканы в декабре 1877 года историки сравнивают с переходом Суворова через Альпы. 23 декабря была взята София. А в сражении при Шейново, которое длилось 27 и 28 декабря, отряды генерала Скобелева и его сподвижников окружили и взяли в плен тридцатитысячную османскую армию. В середине января 1878 года после взятия важных стратегических местностей боевые действия на Балканах были успешно завершены.

Потери с обеих сторон были очень большими и исчислялись десятками тысяч убитых и раненых. В Русском музее Санкт – Петербурга есть картина знаменитого русского художника баталиста Василия Верещагина «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой». На заднем плане полотна – нескончаемая линия победивших российских воинов. Там же – генерал Скобелев. Среди солдат художник изобразил и себя с флагом. Это не случайно. Василий Верещагин участвовал в войне на Балканах и в той самой битве. Он писал в своих воспоминаниях, что Скобелев, поздравляя солдат и офицеров сразу после одержанной победы под Шипкой, не стеснялся своих слез. Ну, а на переднем плане картины – такая же длинная череда, но трупов, уже частично занесенных снегом. Второе полотно Верещагина на эту же тему находится в Третьяковской галерее в Москве.

Эта русско-турецкая война вызвала большой отклик у российских деятелей культуры того времени. Все они понимали, что война – это кровь, гибель, потери. Но в то же время она была ярким символом помощи балканским народам, которые были измотаны многовековым османским воадычеством. Лев Толстой и Иван Тургенев не скрывали своей, естественно, несбыточной мечты быть в рядах добровольцев на балканских полях сражений.