сайт психолога Валерия Афанасьева
Валерий Афанасьев





тренинги


МОЛОДОСТЬ В ТРЕТЬЕМ ВОЗРАСТЕ

В последнее время все чаще в социологических и психологических исследованиях, различных материалах средств массовой информации встречается понятие так называемого «третьего возраста». С одной стороны, прежде всего физиологической, третий возраст - это свидетельство определенного старения человеческого организма. Начинается пенсионный период, зачастую связанный с изменениями в профессиональной деятельности и даже отказе от нее, с изменениями образа жизни и т. д. Однако, с другой стороны, это именно тот возраст, когда индивид может обратиться к своей мудрости, накопленному опыту, более глубокому осмыслению пройденного пути. У него появляется возможность созерцать, слушать, чувствовать в ином, гораздо более спокойном, ритме. Но хотел бы сразу заметить, что я оставляю за скобками, к сожалению, многочисленные примеры людей третьего возраста, которым свойственно желание быть недовольными, брюзжать, проявлять нетерпимость и агрессию. Также остаются вне моего рассмотрения и примеры действительно одержимых людей, гениев, которые даже не замечают смены возрастных этапов и практически сгорают в огне своих научных поисков, открытий, свершений.

Наступление третьего возраста – это своеобразный психологический переход. Мне хотелось бы остановиться на его положительных качествах. Так, например, в этот период у людей острее проявляется желание путешествовать. Ведь не случайно, что существенная часть туристического потока – пенсионеры. Накопленный опыт пожилого человека подталкивает его к новым впечатлениям, не известным прежде местам или к тому, что он давно мечтал увидеть.

Интересно, что в различных странах мира открываются университеты третьего возраста. Это их официальное название. То есть речь идет о том, что пожилому человеку предоставляется возможность постичь нечто новое или заняться тем, что было лишь мечтой, но в силу определенных обстоятельств судьбой не стало. Таким образом, данный переход – это еще и обретение новой формы самораскрытия и самореализации. Среди моих знакомых есть московская пенсионерка, которая неожиданно для себя стала заниматься изготовлением кукол. Причем речь идет о куклах-портретах, выполненных с оттенком доброй иронии по отношению к живой модели. Это гораздо больше, нежели обыкновенная самодеятельность. Работы действительно талантливые, сделаны на высоком качественном уровне, и сейчас ими заинтересовались некоторые художественные галереи Москвы.

Нередко наступление третьего возраста связано с желанием индивида изменить место жительства, оставить, например, крупный город и уехать в сельскую местность. А может быть, даже уехать в другую страну, в более благоприятный климат, окунуться в другую культуру. Миграция – это естественное состояние человека. Миграция была, есть и будет. К сожалению, нынешняя реальность ассоциирует с этим феноменом трагические образы: политические и экономические беженцы, люди, спасающиеся от военных действий, и т. д. Слово «мигрант» стало символом некоей негативности. Но сейчас я намеренно хочу отстраниться от этого и обратиться к совсем другим примерам.

В свое время на меня произвела большое впечатление серия документальных фильмов британского телевидения о переезде английских пенсионеров в Испанию, Португалию и Францию на постоянное место жительства. В жизни этих людей появлялась совершенно новая личная история. Многие из них выбирали для своего жилья нежилые строения: бывшие амбары, мастерские, мельницы и т.п. При этом пенсионеры вкладывали существенные средства в новый проект своего будущего жилища. Они принимали активное участие в создании этих проектов с архитекторами, строителями, дизайнерами и говорили, что ничего подобного им еще не приходилось переживать. Какие-то вопросы нужно было улаживать в местных муниципалитетах. Так постепенно начиналась их социализация в новой стране. Уже в период строительства у них завязывались дружественные контакты с местными жителями. Они участвовали в местных празднествах. Кто-то откликался на просьбу позаниматься с детьми английским языком. У кого-то зарождался бизнес: часть недвижимости обустраивалась под мини отель для соотечественников из туманного Альбиона. Кстати, мне неоднократно доводилось встречаться на Тенерифе с англичанами третьего возраста, переехавшими в Испанию.

В течение последних лет участились случаи переезда российских пенсионеров в Чехию, Хорватию, Болгарию, Черногорию. Один мой московский клиент отметил наступление третьего возраста покупкой недвижимости в Кабо Верде. Кажется, что это почти экстрим. Но он обрел то, о чем давно мечтал: синее небо, шум океанских волн, любимый дайвинг, напоенный озоном воздух и зазвучавшие по-новому взаимоотношения со своей женой. Будучи филологом, он довольно быстро подружился с португальским языком. При этом он отнюдь не расстался с любовью к русской литературе, чтение которой для него по-прежнему остается огромным наслаждением.

Подобный переход ни в коей мере не является побегом от своего Я. Как известно, задача скрыться от собственного Я не имеет решения. Это не отрицание своего прошлого, своих корней, своей исторической родины. Напротив, такой переход предполагает более тесное сотрудничество с той частью собственного Я, которая в процессе существования индивида оказалась наиболее подготовленной к восприятию новизны и к изменениям, связанным с более глубоким уровнем самораскрытия и интуиции. А, может быть, это третья молодость?

Недавно я провел несколько занятий кинотерпии по фильму итальянского режиссера Паоло Соррентино «Молодость». Фильм, в создании которого приняли участие такие страны как Италия, Швейцария, Великобритания и Франция, вышел на экран в сентябре 2015 года. Несмотря на название фильма, речь идет о двух весьма пожилых друзьях юности. Две творчески состоявшиеся личности мирового масштаба (один из них – дирижер и композитор, а другой – кинорежиссер) по давно заведенной традиции отдыхают в швейцарском элитном оздоровительном центре. В нем собираются известные голливудские актеры, фотомодели, представители большого бизнеса и спорта. Паоло Соррентино поднимает в своей картине самые разные психологические проблемы. Но основной линией данного фильма является история двух друзей, уже давно вошедших в третий возраст.

Дирижер решил сказать своему творчеству формальное «нет» именно теперь, когда английская королева усиленно приглашает его принять участие в концерте, посвященном юбилею принца, и продирижировать произведением, которое дирижер посвятил своей жене и которое так любил принц. Автор обосновывал свой отказ тем, что его жена – певица и единственная исполнительница этой вокальной партии – лишилась рассудка и больше не может петь. Такая причина казалась дирижеру очень значимой для отказа даже королеве. В то же время на прогулке, будучи в одиночестве, он дирижировал, заслышав звон колокольчиков пасущихся вблизи коров, их мычание, шелест ветра в ветвях деревьев. Что же это было на самом деле? Саботаж по отношению к собственному потенциалу, таланту? Или это была игра в старческий простатит, который потом не подтвердился, в старческую немощь, которой на самом деле не было?

Что касается кинорежиссера, мы застаем его в работе над сценарием очередного фильма, который он пишет вместе с молодыми сценаристами. Мы видим, как он неустанно работает над фильмом с соавторами то непосредственно в своем апартаменте, то на альпийском лугу. Он рассматривает будущий фильм как завещание и постоянно обыгрывает сцены встречи со смертью: последние слова, последняя просьба, последние ощущения… Но постепенно становится понятным, что этот неосуществленный фильм – пустышка, самообман, как и последние работы кинорежиссера. Об этом ему честно и прямо в глаза говорит известная голливудская актриса, которую он прочил на главную роль. Она специально прилетела к нему из Америки, чтобы не только отказаться от работы в его фильме, но и сказать ему правду о том, что его талант иссяк. Таким образом, кинорежиссер играл в активную деятельность, которая уже ничего не значила? Может быть, просто нужно было заняться чем-нибудь другим и получать удовольствие от жизни? Но он выбрал иной путь – самоубийство.

У дирижера сложилось все по-другому. Во время последней встречи с лечащим врачом он получил неожиданно для себя отличные результаты своего обследования. На вопрос, что же теперь его ждет, врач ответил: «Молодость!» И в финале фильма мы видим дирижера за пультом перед королевским оркестром и солисткой, фантастически исполняющей написанную им вокальную партию.

Значит действительно можно открыть для себя молодость в третьем возрасте?! Да! Но для этого нужна воля, определенный труд, огромное желание жить и любить жизнь.