КИНОТЕРАПИЯ
Кинотерапия представляет собой один из методов групповой психотерапии, который был открыт в результате онтопсихологических исследований. Он активно применяется представителями данной школы практической психологии. Итальянские исследователи отмечают: "Однажды после просмотра фильма при проведении групповой психотерапии мы обнаружили, что каждый из участников группы воспринял данный фильм по-разному, причем вне всякой связи с социальными, политическими и культурными критериями. Каждый основывался на проекции собственного личностного комплекса. Так мы пришли к выводу, что фильм не только представляет собой творение художественной, социальной и культурной значимости, но и несет в себе символ "мастерства" сновидца. Это свидетельствует о том, что фильм является универсальным проявлением как индивидуального, так и коллективного бессознательного".
Онтопсихологическая школа рассматривает фильм как усиленное выражение сновиденческой деятельности кинорежиссера. И чем сильнее его обращение к коллективной динамике комплексов, тем больший отклик вызывает его работа у публики. Точно так же, как в сновидении, в фильме всегда присутствует единство динамики и доминирующего психологического комплекса. Просмотр фильма доказывает, что на экране, как и в человеческой повседневности, "жизнь действует одним образом, а сознание в то же самое время вербализирует совсем другое - то, чего на самом деле нет. В этом смысле фильм являет собой экспозицию раздвоенности психики человека".
Группе предлагается просмотреть художественный фильм. Но при этом не должны приниматься во внимание его художественные, политические либо экономические свойства. Такие задачи ставят перед собой кино-форумы, фестивали и т.д. В данном случае речь идет о том, что зрителю предоставляется возможность стать как бы соучастником сновидения режиссера. Он невольно оказывается захваченным в собственную динамику бессознательного. Цель кинотерапии - вывести на уровень сознания противоречие между тем, что показано на экране, и тем, что воспринял и понял индивид.
Кино, как утверждает онтопсихологическая школа, допускает видение активированного образа, в котором имеет место прошлое, настоящее и будущее (в бессознательном отсутствует фактор времени) и который уменьшает силу сознательного запрета, поскольку все зрители знают, что у них есть возможность выразиться в искусственных обстоятельствах. Фильм, подобно сновидению, предлагает образы "безвозмездно", а Я не призывается к ответственности. То же самое относится и к контексту, который следует за проекцией, так как зритель считает, что не несет ответственности за то, что увидел на экране, а режиссер полагает, что он только прорабатывает образы и к нему они не имеют никакого отношения. Чем талантливее режиссер, тем обширнее косвенное психологическое содержание фильма и тем большее число людей находит в образах фильма черты того, что вытеснено из собственной психики.
Как утверждает онтопсихологическая школа, "крупный режиссер умеет координировать процесс развития фильма в точном соответствии со своим основным комплексом и точной связи с действующими лицами, которые способны выразить этот комплекс. И в этом смысле чрезвычайно важно, чтобы основной личностный комплекс режиссера дополнял свойственный данной эпохе базовый комплекс коллективного бессознательного".
Вот как объясняется, например, неожиданный успех некоторых фильмов. "Замечательные актеры великолепно выражают собственное Я. При этом они даже не играют, а убедительно и безотчетно воплощают вытесненное". Именно это и позволяет использовать художественный фильм в психологических и психотерапевтических целях. Метод кинотерапии предполагает использование высокохудожественных кинематографических произведений, поскольку они являют собой выражение индивидуального и коллективного бессознательного. Просмотр таких лент производится "с целью последующего осознания психобиологических процессов, которые существуют и действуют без нашего ведома. Но для того, чтобы использовать такой материал правильно, необходимо обладать хорошим опытом в отношении всего, что связано с образом. Образ определяет последующую динамику".
Итак, группе показывается фильм. Затем после небольшого перерыва психолог предлагает каждому участнику рассказать о том эпизоде, пассаже, который вызвал у него наиболее сильную эмоцию. При этом подчеркивается, что речь идет не о выражении мнения рационального культурного толка, а о вербализации эмоционального состояния, которое овладело индивидом в процессе просмотра. Конечно, необходимо избегать повторов одной и той же темы.
Когда все участники выступят и уже станет ясным, что каждый посмотрел фильм по-своему, вплоть до создания, практически, "нового" фильма, наступает ключевой этап кинотерапии - выступление психолога. Оно состоит из трех частей. В первой части психолог указывает на противоречие, возникающее между словами участников и реальностью фильма, Таким образом, психолог демонстрирует каждому конкретное проявление его тематического выбора эмоций и утверждений на основании собственного комплекса. Поскольку речь идет о групповой работе, каждый участник имеет возможность услышать проблемы другого, что увеличивает уровень осознания собственных пределов воздействия комплекса. В следующей части выступления психолог кратко резюмирует все высказывания и объясняет психологическую мотивацию каждого из них. В финале своего выступления психолог расшифровывает образы и символы фильма в свете их психологической реальности. При этом психолог показывает "диалектику патологической динамики бессознательного, которая обуславливает данные образы". На этом этапе своего выступления психолог разъясняет "подлинную интенциональную структуру всего фильма, которую режиссер создает на бессознательном уровне. В этот момент участники кинотерапии оказываются перед неизбежным актом сопоставления увиденного с проявлением подспудно действующих сил". То есть каждый участник кинотерапии подводится к осознанию связи между своим эмоциональным восприятием и бессознательной манипуляцией со стороны собственного комплекса.
Вот как заключил свое выступление на кинотерапии по фильму режиссера Луиса Бюнюэля "Дневная красавица" (Петербург, 1991 г.) глава онтопсихологической школы, профессор А. Менегетти.
"Думается, что в связи с данным фильмом уместно задаться следующими вопросами.
1) Почему поведение мужчины меняется в зависимости от того, в каком месте он находится? Персонажи - мужчины, посещающие публичный дом, фрустрированы у себя дома. Они - отличные отцы семейства, прекрасные мужья, женихи, неспособные на сексуальное насилие в отношение близких им женщин.
Что же в данной ситуации заставляет их стать циничными и похотливыми?
2) Это они, мужчины, меняются и ведут себя уже не так, как обычно, или там, в публичном доме, женщина обладает свободой провоцировать посредством семантики, которая отлична от семантики жены, сестры, невесты?
Крупные режиссеры посредством фильма демонстрируют не только собственные комплексы, но и феноменологию универсальных комплексов, оскверняющих жизнь. Дело в том, что женщина способна навязать психологически пассивному мужчине различные способы существования. Под влиянием определенных видов негативной психологии целое общество может оказаться на уровне посредственности, заурядности и лишенным какой-либо возможности личностного роста.
На всем протяжении фильма семантика главной героини представляет собой передатчик информации, которая запускается в выгодный для нее момент. Даже свое разоблачение в том, что она, замужняя женщина и представительница высшего общества, временно занялась проституцией, главная героиня приурочила к нужному ей временному этапу. Она, как будто, обращается к персонажу, другу семьи, обнаружившему ее в публичном доме, со словами: "А теперь иди к моему мужу. Ему сейчас очень плохо. Вот ты ему и скажи, какое он дерьмо и во что я его превратила. В то время, как он остался ни с чем, я вволю побывала уличной девкой во всех видах".
Главная героиня переживает огромную драму. Эта женщина представляется мне сомнамбулой, действующей в определенной реальности, которая привязывает ее к столбу (именно это она видит во сне) и заставляет играть определенный сценарий. У меня возникает желание сказать ей: "Ты уничтожаешь одного человека, потом другого. Ты ввергаешь в крах своего мужа. Ты сталкиваешь людей друг с другом, а сама строишь из себя святую, чтобы никто не понял, что именно ты являешься убийцей на семантическом уровне. Ты легко об этом забываешь, постоянно обращаешься к инфантильности, бессознательно воздействуешь то на одно, то на другое, ведешь себя, как кукла, а кровавые события вершатся. Тебе же в результате всего этого достается реальность, на основании которой ты становишься навозом, что фигурирует в твоем сновидении".
В этой ситуации героиня оказалась не по чужой, а исключительно по своей вине. Не мужчина, не муж, не общество, а ее веками сформировавшаяся суть подводит женщину к подобной ситуации и заставляет мужчину усиливать в женщине то, что она в качестве психологической структуры, матрицы вынуждена нести в себе. Женщинам не стоит тешить себя иллюзиями, что им помогут мужчины. Мужчина, в случае достижения истинной зрелости, самое большее способен лишь на то, чтобы не питать комплекс инфантильности. Личностный рост предполагает самостоятельное становление.
Психологическая проблема, которая приводит к упадку внутри психики, в основном, связана именно с женщиной, поскольку она дарует жизнь".
При проведении кинотерапии финальное выступление психолога действительно имеет очень большое значение, поскольку в нем звучит основной психологический посыл, направленный на коррекцию проблемы и возможный дальнейший личностный рост. Кинотерапия - это очень эффективный метод групповой психологической работы. Она всегда вызывает большой интерес у всех участников.
В. Афанасьев